Самый сокращенный вариант теории музыки.
(не рекомендуется)


1. На картинке изображена нотная строчка, состоящая из двух нотных станов (нотоносцев). Нотный стан - система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которой размещаются ноты. В начале нотного стана (слева) большей частью ставится вертикальная черта, называющаяся начальной. Счет линий ведентся снизу вверх.

2. Скрипичный ключ. Ключом называется знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает ей название определенной ступени звукоряда. Основных ключей два: скрипичный и басовый. Скрипичный ключ обозначает соль первой октавы и ставится на второй линии нотного стана.

3. Басовый ключ. Басовый ключ обозначает фа малой октавы и ставится на четвертой линии нотного стана.

4. Ноты. Для обозначения звука принят овал, внутри пустой или заполненный. Овал,обозначающий звук называется нотой. Каждая нота имеет свое расположение на нотном стане в скрипичном и басовом ключах.

15. Заранее обратимся к 15 пункту. Это ритм. Ритмом называется организованная последовательность длительностей звуков. Изображение ноты говорит о ее длительности. Разбираем по частям: нота имеет овал, вертикальную палочку (штиль) и хвост (ребра длительности). Как показано на рисунке в пункте 15: целая нота обозначается просто овалом. Целая нота - это самая длинная нота, какая только может быть. Половинка (половинная нота) обозначается овалом (пустым) со штилем. Одна целая нота=двум половинкам. Четверть обозначается заполненным овалом со штилем. Одна четверть длится в два раза короче чем половинка и в четыре (потому она и называется четверть) раза короче чем целая нота. Восьмая (восьмушка) нота обозначается заполненным овалом со штилем и с хвостом. Она в два раза короче по длительности чем четверть, и в четыре раза короче чем половинка, и в восемь раз короче чем целая нота. Дальше логика в расчетах та же. А записываться восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и шестьдесятчетвертые могут по разному. Могут каждая по отдельности (как изображена восьмая), могут по две быть объеденены под одну линию (восьмые), под двумя линиями как на рисунке - шестнадцатые, под тремя линиями - трдцатьвторые и под четырьмя - шестьдесятчетвертые. Что бы уяснить совсем, представим себе яблоко. Одно яблоко - это целая нота. Если его разрезать пополам - то будет две половинки, еще каждую разрезать пополам - будут четвертинки и т.д.
Точки, ставящиеся справа от ноты, удлиняют ноту на половину ее основной длительности. Например, четверть с точкой = четверть + восьмушка. Восьмая с точкой = восьмая + шестнадцатая и т.д.

5. Размер.Размером в нотной записи называется метр, доля которого выражена определенной ритмической длительностью (полунотой, четвертью и т.п.) Метром называется непрерывно повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных ритмических единиц (отрезков времени). Размер обозначается дробью, числитель которой говорит о количестве его долей, а знаменатель - о длительности, которая принята за долю. Теперь русским языком. Не смотря на то, что кажется, что музыка течет плавно, внутри ее все равно есть определенная пульсация, эту пульсацию создают сильные доли. Можно для примера сравнить это с речью. Человек не делает ударение на каждом слоге, и в предложении он выделяет одно слово, и в большой фразе выделяет основную мысль. В музыке сильные доли можно сравнить с ударениями в слове. Для этого композитор задает размер. Сразу нужно сказать, чтоб не было путаницы, что ритм и размер – это разные вещи. Размер пишется у ключа в начале нотной строчки. Верхняя цифра указывает на то, сколько долей будет в такте, а нижняя на то какие это доли по длительности. Размеры бывают 4/4, 3/4, 2/4, и т.д., читается это так: четыре четверти, три четверти, две четверти и т.д. Например, задан размер три четверти. Это обозначает, что в одном (в каждом) такте три четверти. Не четыре, не две, не одна, а только три. Но ведь мелодия не может состоять только из четвертей. Поэтому варианты могут быть разными. Например, одна половинка и одна четверть (в сумме дают три четверти), в следующем такте могут быть только восьмушки, получается 6 восьмушек (в сумме это три четверти), в следующем такте может быть одна четверть, две восьмушки и еще четверть (в сумме три четверти). Ритмический рисунок может быть любой, но в такте в сумме все равно получится три четверти.

Если размер три вторых, значит, в каждом такте должно быть три половинки в сумме. Теперь вопрос Вам. Почему не бывает размера 2/3? Ответ: потому что ноты – треть – нет в природе. Итак, объясняю еще раз на грибочках. Корзинка рассчитана на три грибочка. Больше в неё не влезет. Но можно положить шесть маленьких грибочков вместо трех обычных, или 2 маленьких и 2 обычных, или один большой и один обычный. Но в сумме должно быть всё равно три обычных грибочка. Вопрос. Можно ли положить в корзину один большой грибочек и четыре маленьких? Ответ: нет!!!!!!!!!!!! Потому что в сумме получается четыре обычных грибочка!!! А в корзинку влезает только три. На нотном стане: верхняя цифра – это корзинка, нижняя – какие это грибочки.

6. Шестой пункт мы рассмотрим в самую последнюю очередь.

7. Темп. Темпом называется скорость движения, точнее - частота пульсирования метрических долей. Темп обозначается в начале произведения или его части словами, написанными над нотной строчкой. Большое применение до сих пор имеет итальянская терминология. В течение музыкального произведения в темп часто вносятся изменения. З десь можно посмотреть часто употребляющиеся обозначения. Значение темпа в музыке велико, так как характеру каждого музыкального образа соответсвует более или менее определенная скорость движения.

8. Crescendo (крещендо) - увеличение громкости.

9.Diminuendo(диминуэндо) - постепенно ослабевая, то есть снижение напряжения, громкости.

10. Лига, т.е. дуга, охватывающая группу нот (две разные ноты или большее количество нот, как на рисунке) и написанная над или под ними, обозначает связное исполнение, называемое legato (легато), при котором каждый звук выдерживается так, чтобы между ним и следующим звуком не образовалась пауза, даже самая краткая. Если лига соединяет две соседние одинаковые ноты, из них образуется одна более крупная длительность, равная их сумме.

11.Акцент. Акцентом называется выделение звука посредством большей громкости (а так же часто посредством большей длительности) по сравнению с окружающими звуками.

12.Маркато - подчеркивая.

13. Стаккато. Это отрывистое исполнение звуков (staccato). оно могло бы быть обозначено паузами, но вместо этого пишут точки над или под нотой или ее палочкой.

14. Тактовая черта. Это вертикальная черта поперек нотоносца, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится непосредственно перед сильной долей такта и служит лишь для ее обозначения. Тактом называется часть музыкального произведения, а также и соответствующая ей часть нотной записи, которая начинается с тяжелой доли и кончается перед следующей тяжелой долей.

15. Ритм. См. выше.

16. Двойная черта поперек нотоносца ставится в конце произведения или резко отделенной его части (в печатных нотах правая черта - толще левой). Двойная черта с одинаковой толщиной чероточек ставится перед новыми ключевыми знаками. вводимыми внутри произведения, и перед новым обозначением размера(последнее необязательно).

6. Знаки при ключе. Диезы или бемоли. Указывают на тональность произведения. Тональности в зависимости от знаков бывают диезными или бемольными. Тональность - это звуковысотное положение лада. А лад - это система звуковысотных связей, объединенная тоникой. Тоника - это главный устойчивый звук системы. Сравнить это можно например с грозой. Перед грозой очень душно и напряженно, а после грозы свежо и легко. Состояние до грозы - неустойчивое, а после - устойчивое. Или, например, прыжок - это неустойчивое состояние, но срабатывает закон притяжения - и стоя на земле, чувствуется устойчивость. Так же и в музыке. Есть устойчивые звуки, а есть неустойчивые. Как правило музыкальное произведение заканчивается на устойчивом звуке, и именно поэтому мы понимаем, что оно закончилось. Основные лады: МАЖОР и МИНОР. Лад основывается на тяготении неустойчивых звуков в устойчивые. Мажор и минор состоят из семи звуков. Лад - это основное проявление организованности звуков по высоте. От каждой ноты можно построить мажорный или минорный лад по опрделенной схеме. Эта нота и будет тоникой. Если мы, например, от ноты до строим мажорный лад, то получается тональность до-мажор. Если мы будем строить минор, то получится тональность до-минор. Структура мажора: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Структура минора:тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Полутон - это самое ближайшее по высоте расстояние до следующей ноты. Тон - в два раза больше. Напрмер, между нотами до и ре - расстояние тон. А между нотами ми и фа расстояние - пол тона. Ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си - это звуки тональности до-мажор. В тональности до-мажор нет знаков при ключе. Дальше знаки при ключе появляются в определенном порядке. Диезы: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Бемоли: си, ми, ля, ре,соль, до,фа (то есть в обратном порядке, поэтому достаточно выучить диезный порядок появления знаков при ключе). Итак, если при ключе один знак, то это только может быть фа диез или си бемоль. Если два знака, то только фа диез, до диез(в диезной тональности) или си бемоль, ми бемоль(в бемольной) и так далее. Вообще, диез - это повышение на пол тона, а бемоль - это понижение на пол тона.

Тест
назад
Скачать классическую музыку бесплатно
Hosted by uCoz