Петр Ильич Чайковский


(1840-1893)
Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно


Из всех людей, с которыми
мне довелось встретиться,
Чайковский был самым обаятельным,
его душевная тонкость неповторима.
Он был скромным, как все действительно
великие люди и прост ,как очень немногие.
Из всех, кого я знал, только Чехов походил на него."
С.Рахманинов

Современниками Чайковского были Римский-Корсаков и Мусоргский. Из них Чайковский был наиболее "европейским" композитором. Чайковский и Мусоргский совершенно не понимали друг друга. Чаковский говорил так: "Мусоргскую музыку я от души посылаю к чёрту." Ему казалась она грубой. Но с Римским-Корсаковым он поддерживал отношения, тем не менее, его музыку он считал холодной. Мусоргский и Римский - Корсаков развивали национальные жанры, а Чайковского можно сравнить с Бахом и Моцартом, которые не изобретали новых жанров, но в каждый существующий привносили новое. Чайковский привнес во все музыкальные жанры, в которых работал лирико-драматическое содержание. Это касается даже симфонии. До него симфония была эпической, его симфонии как бы от первого лица, в каждом произведении личная драма. Впервые в русской симфонии появилась драма. Музыку Чайковского обвиняли в излишней "слащавости", Танеев, друг, ученик, последователь Чайковского говорил ему, что в его музыке много "балетности", на что Чайковский отвечал, что не видит в этом ничего плохого.

Нельзя сказать, что во всех произведениях он был одинаково гениален. Гениальным композитором он не был от рождения (как Моцарт, например). В 22 года он только поступил в консерваторию и еще ничего не написал, потому что у него не было еще технического профессионального багажа. Его натура было неровной. У него бывали перерывы в творчестве, он пил, пытался покончить жизнь самоубийством.

Он был человеком верующим, но не соглашался с некоторыми догматами. Например, в то, что жизнь после смерти продолжится и там ждет "блаженство", он говорил, что вечную жизнь можно рассматривать, как вечную жизнь Природы в целом, но не человека который после смерти будет вечно пребывать в блаженстве за то, что на земле он страдал.

Часто насмешки вызывает его гомосексуализм. Сам Чайковский считал это греховным, пытался бороться с этим, но женщины вызывали у него отвращение. В семье Чайковского уже это встречалась, особенно у мужчин, которые занимались творчеством. Надежда Филаретовна фон Мекк содержала Чайковского в течении 13 лет. Они даже никогда не виделись, так они договорились. Она была меценаткой. Она обожала музыку Чайковского. Помогала она не только ему. В ее доме 10 лет работал Дебюсси, в это время он познакомился с русской музыкой.

У Чайковского 10 опер. Лучшими считаются "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Обе оперы на сюжет Пушкина, но с изменениями (значительными). Самое главное для Чайковского - это душевный мир героя. Огромную роль играет оркестр. Оркестр большой, но не перегружен. "Евгений Онегин", роман, написанный в 20-х годах, Белинский называет "энциклопедией русской жизни", он действительно очень многогранен. Чайковский взял только лирическую линию: Татьяна - Онегин, Ленский - Ольга. Опера выстроена очень стройно: 3 волны, каждая со своей кульминацией и большая кульминация в конце.

Письмо Татьяны из оперы "Евгений Онегин" П.И.Чайковский исп.А.Нетребко скачать


Hosted by uCoz