Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно

2. Оперное творчество Пуччини на примере большой оперной триады («Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй»).


Наиболее значительная фигура в итальянском опреном творчестве конца 19 века – первой четверти 20 века – Джакомо Пуччини. Последний из классиков оперного bel canto и достойный продолжатель реалистической традиции позднего Верди.
Триумф «Манон Леско» выдвинул Пуччини в ряд знаменитых композиторов Италии, он стал материально боагополучен и теперь ничто не отрывало композитора от оперного творчества.
Сюжет пьесы французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». В течении двух лет шла работа над либретто, направленная на предельную лаконизацию, обострение контраста между беззаботно-светлыми и печальными страницами. 1896 год – премьера. Успех быстрый и прочный. Опера быстро вошла в репертуар ведущих театров мира. Впервые новаторство Пуччини – так ярко и полно проявилось именно в «Богеме».
1) Стилистика: от романтической патетики к правдивому воплощению жизни правдивых людей.
2) Четырехактная структура: первые два действия полны света, юмора, развернуты, в двух последних побеждают мотивы скорби и отчаяния.
3) Мелодика: разнообразие вокальных тем. Детальная разработка портретов – характеристик.
4) «Богема» отличается простотой драматического развития (опер – «повесть»).
5) Интонации не содержат контраста доброго и злого начала. Образные противопоставления сводятся к показу беззаботной жизни нищей богемы, которому контрастирует сфера любви (Рудольф – Мими) и трагическая смерть Мими.

«Тоска»: единственная опера с четко фиксированной исторической обстановкой. 1899 год – премьера (создавалась 3 года) по драме Сарду «Флория Тоска». «Тоска» - временное возвращение к патетике итальянской большой оперы, но с учетом возросшего мастерства Пуччини. При работе над либретто из сюжета были удалены многие второстепенные персонажи для того, чтобы показать портреты Тоски, Каварадосси, Скарпиа.
1904 год – премьера «Мадам Баттерфляй». Интерес к востоку в начале 20 века отличал и художников, и поэтов, и музыкантов. В опере Пуччини нашли воплощение около десятка подлинных национальных мелодий. На первом плане воплощение интимной психологической драмы, лишённой внешних эффектов. В опере нет мощных сил «контрдействия», все сосредоточено на углубленном показе человеческой трагедии Чио-чио-сан, ставшей единственной психологически развитой героиней этой своеобразной «моно-оперы».
Четыре правила Пуччини к спектаклю: человечность, искренность, страсть, действие. Формирует новый стиль: stille mesto (смешанный стиль) – чередование parlando и ариозных фрагментов.
Пуччини – «верист»:
1) тип конфликта: «от света к тени»
2) истоки – Дж.Верди: «Пуччини хранитель печати итальянской мелодии».
3) Следование регионализму (Китай, Япония, США)
4) Эффектные театральные кульминации.
5) Октавное дублирование вокальной партии.
6) Резкие динамические контрасты
Пуччини – «не верист»:
1) сюжетные источники (не итальянские современники)
2) не аппелирует к своей биографии.
Роль оркестра:
1. мощный современный оркестр.
2. умеренное использование лейтмотивов.
3. лейт-тембры: там-там, медь.


Hosted by uCoz