Главная Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Дополнительно Гостевая книга В эпоху Барокко появился новый музыкальный жанр - опера, которая остается очень популярной по сей день. |
Тема этого урока - эпоха Барокко. Одним из значений этого слова является "жемчужина неправильной формы". Этот эпитет очень хорошо отражает суть самой эпохи. Дословно "Барокко" означает что-то неправильное, искаженное, вычурное, вульгарное. Сейчас мы, с удовольствием рассматривая памятники архитектуры, скульптуры, слушая музыку той эпохи, можем только удивляться, что это считалось вычурным или вульгарным. Для современного человека искусство Барокко - это нечто великолепное. Так, например, одним из известнейших памятников архитектуры эпохи Барокко в России - это Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Эрмитаж), построенный В.В. Растрелли в 1754 - 1762 гг.
Как в свое время верно подметил Ньютон, ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда. Так и Барокко возникло не на пустом месте. Барокко господствовало в искусстве на протяжении 17 и части 18 столетия, охватив всю Европу. Прочь, Меланхолия! Исчезни, Дочь Цербера и Тьмы! Вернись скорей На Стикс, в страну теней И призраков, стенящих в адской бездне. Дай место здесь иной богине - Ясноокой Ефросине. К нам, о радость, как зовем Мы на языке земном, Тебя дочь Вакха и Венеры! Джон Мильтон (Отрывок из поэмы "L'allegro") Любой человек может подумать, что это античные стихи. Но нет! Джон Мильтон это английский поэт представитель Барокко в литературе. Европа потушила свои костры инквизиции и зажгла новый - Возрождения Античности. Любование внешней красотой человеческого тела, обращение к античной философии - все это стало популярно в 17 веке. Возможно, это была реакция на жестокость средневековья. Но приглушив голос церкви, человек не смог заглушить голос Христианской морали в своей душе. Так появилось Барокко. Основная идея стиля - используя всевозможные художественные средства и все жанры искусства прийти к Богу и вере. Еще одним событием, изменившим сознание людей, и соответственно ход истории, было издание в 1632 г. трудов Галилея по теории движения планет. А в 1687 г. вниманию просвященной публики был предложен закон всемироного тяготения и опубликованы "Математические начала", которые считаются отправной точкой современной физики. Но сколько бы красивые названия эпох не объединяли художников, поэтов, музыкантов, архитекторов по напрвлениям и стилям, все равно любое искусство - это всегда отдельные личности со своими собственными именами. Первым именем, которое мне хотелось бы назвать, это Джулио Каччини (1545 - 1618). Именно Каччини считается одним из основателей сольного пения, благодаря которому многоголосное пение, полифоническая музыка отошла на второй план, перестала играть главенствующую роль в музыкальном искусстве. Каччили принадлежал кружку "Флорентийская камерета", в котором было шесть человек: четыре музыканта и два поэта. Вот их имена: Галилеи, Пери, Кавальери, Каччини, Ринуччини, Барди. ![]() Именно в этом кружке возникла и воплотилась идея оперы. Опера как жанр до той поры не существовала. Драма с музыкай, так тогда назвали первую оперу "Дафна", исполненную в 1597 году. Конечно, был выбран античный сюжет. Ноты к сожалению не сохранились. Этот год счтается годом рождения оперы. В 1997 отмечалось 400 лет со дня рождения оперы. Деятельность кружка была плодотворной и вскоре вышел сборник ОДНОГОЛОСНЫХ мадригалов, канцон и арий "Новая музыка". Сборник был - своеобразной реформой вокального искусства, так как все произведения были для сольного пения. Сольное пение быстро стало популярным, и в эпоху Барокко сформировася стиль пения "Бельканто". Дословно это "красивое пение", так сказать, ангельский голос, вот что определяло стиль. Стиль бельканто подразумевает красивое и виртуозное пение, широкий диапозон голоса, инструментальное звучание. Силе звука не придавалось большое внимание. Следующее имя, которое хотелось бы назвать, это Антонио Вивальди (1678 - 1741). Вивальди знаменит своим сочинением "Времена года". Его называли "рыжий священник", за характерный цвет волос, редко встречающийся в Венеции, где он жил и работал. Еще в юности он был пострижен в монахи. Он преподавал так же в консерватории игру на скрипке, дирижировал там оркестром и писал музыку для многочисленных концертов консерватории. Нужно сказать, что консерватория была приютом для сирот и бедных детей, а не высшим учебным музыкальным заведением. Вивальди является автором 40 опер. Композиторы Фридрих Гендель, Генри Перселл, Иоганн Себастьян Бах - так же представляют нам музыкальное искусство эпохи барокко. |
Очень известным произведением Джулио Каччини считается Ave Maria, хотя есть мнение, что это произведение написано советским композитором Владимиром Вавиловым.
|