Главная Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Дополнительно Гостевая книга В эпоху Барокко появился новый музыкальный жанр - опера, которая остается очень популярной по сей день. |
Тема этого урока - эпоха Барокко. Одним из значений этого слова является "жемчужина неправильной формы". Этот эпитет очень хорошо отражает суть самой эпохи. Дословно "Барокко" означает что-то неправильное, искаженное, вычурное, вульгарное. Сейчас мы, с удовольствием рассматривая памятники архитектуры, скульптуры, слушая музыку той эпохи, можем только удивляться, что это считалось вычурным или вульгарным. Для современного человека искусство Барокко - это нечто великолепное. Так, например, одним из известнейших памятников архитектуры эпохи Барокко в России - это Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Эрмитаж), построенный В.В. Растрелли в 1754 - 1762 гг.
Как в свое время верно подметил Ньютон, ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда. Так и Барокко возникло не на пустом месте. Барокко господствовало в искусстве на протяжении 17 и части 18 столетия, охватив всю Европу. Прочь, Меланхолия! Исчезни, Дочь Цербера и Тьмы! Вернись скорей На Стикс, в страну теней И призраков, стенящих в адской бездне. Дай место здесь иной богине - Ясноокой Ефросине. К нам, о радость, как зовем Мы на языке земном, Тебя дочь Вакха и Венеры! Джон Мильтон (Отрывок из поэмы "L'allegro") Любой человек может подумать, что это античные стихи. Но нет! Джон Мильтон это английский поэт представитель Барокко в литературе. Европа потушила свои костры инквизиции и зажгла новый - Возрождения Античности. Любование внешней красотой человеческого тела, обращение к античной философии - все это стало популярно в 17 веке. Возможно, это была реакция на жестокость средневековья. Но приглушив голос церкви, человек не смог заглушить голос Христианской морали в своей душе. Так появилось Барокко. Основная идея стиля - используя всевозможные художественные средства и все жанры искусства прийти к Богу и вере. Можно ли осуждать человека той эпохи, начавшего искать истину в искусстве, тем самым ступая на опасный и путанный путь, а не в религии? Наверное, нет, это было вполне закономерно. Можно ли осуждать церковь за многочисленные убийства? Наверное, нет. В ходе истории не мало таких примеров расправ с "несогласными". Почему такие меры принимаются? Конечно, это не от Бога, от Бога заповедь "Не убий". Но прежде, чем осудить одних или других, нужно ответить на вопрос "Почему каждый человек совершает плохие поступки?" Еще одним событием, изменившим сознание людей, и соответственно ход истории, было издание в 1632 г. трудов Галилея по теории движения планет. А в 1687 г. вниманию просвященной публики был предложен закон всемироного тяготения и опубликованы "Математические начала", которые считаются отправной точкой современной физики. Но сколько бы красивые названия эпох не объединяли художников, поэтов, музыкантов, архитекторов по напрвлениям и стилям, все равно любое искусство - это всегда отдельные личности со своими собственными именами. Первым именем, которое мне хотелось бы назвать, это Джулио Каччини (1545 - 1618). Именно Каччини считается одним из основателей сольного пения, благодаря которому многоголосное пение, полифоническая музыка отошла на второй план, перестала играть главенствующую роль в музыкальном искусстве. Каччили принадлежал кружку "Флорентийская камерета", в котором было шесть человек: четыре музыканта и два поэта. Вот их имена: Галилеи, Пери, Кавальери, Каччини, Ринуччини, Барди. Именно в этом кружке возникла и воплотилась идея оперы. Опера как жанр до той поры не существовала. Драма с музыкай, так тогда назвали первую оперу "Дафна", исполненную в 1597 году. Конечно, был выбран античный сюжет. Ноты к сожалению не сохранились. Этот год счтается годом рождения оперы. В 1997 отмечалось 400 лет со дня рождения оперы. Деятельность кружка была плодотворной и вскоре вышел сборник ОДНОГОЛОСНЫХ мадригалов, канцон и арий "Новая музыка". Сборник был - своеобразной реформой вокального искусства, так как все произведения были для сольного пения. Сольное пение быстро стало популярным, и в эпоху Барокко сформировася стиль пения "Бельканто". Дословно это "красивое пение", так сказать, ангельский голос, вот что определяло стиль. Стиль бельканто подразумевает красивое и виртуозное пение, широкий диапозон голоса, инструментальное звучание. Силе звука не придавалось большое внимание. Следующее имя, которое хотелось бы назвать, это Антонио Вивальди (1678 - 1741). Вивальди знаменит своим сочинением "Времена года". Его называли "рыжий священник", за характерный цвет волос, редко встречающийся в Венеции, где он жил и работал. Еще в юности он был пострижен в монахи. Он преподавал так же в консерватории игру на скрипке, дирижировал там оркестром и писал музыку для многочисленных концертов консерватории. Нужно сказать, что консерватория была приютом для сирот и бедных детей, а не высшим учебным музыкальным заведением. Вивальди является автором 40 опер. Композиторы Фридрих Гендель, Генри Перселл, Иоганн Себастьян Бах - так же представляют нам музыкальное искусство эпохи барокко. |
Очень известным произведением Джулио Каччини считается Ave Maria, хотя есть мнение, что это произведение написано советским композитором Владимиром Вавиловым.
|