Главная Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Фонотека Дополнительно |
Мазурки. - название от польской местности Мазовия. Мазурка – это название танца: трехдольный с дроблением сильной доли. Этим танцем заканчивался бал. Сам Шопен называл их «образки», что переводится «картинки». Их было написано 57. писал на протяжении всей жизни. Сам жанр мазурки был связан с впечатлениями детства, когда он слышал народные танцы. В основе мазурок Шопена лежат три польских народных танца: мазур, куявик, оберек. Все танцы трехдольные. Мазур – быстрый танец, трехдольный, причем акцент приходится на 2 или 3 долю. Куявик – умеренный танец, трехдольный, очень плавный, схож с вальсом, акцент на 2 долю четвертого такта. Оберек – Самый быстрый танец, акцент как правило на 3 долю. Все эти три танца являются основой мазурок Шопена, причем один танец может переходить в другой внутри одной мазурки. Общие черты мазурок Шопена: 1. Трехдольность, акцент на 2 и3 долю, пунктирный ритм. 2. Мелодия. Хотя это и танцы, мелодии песенные, плавные, богатые украшениями. 3. Ладо-гармоничская сторона мазурок: в мазурках Шопен опирается на натуральные или народные лады. Кроме того, использует лад с ув2 – венгеро-цыганский лад. 4. Форма. В основном все мазуки написаны в сложной трехчастной форме: А(ава) В(с) А(ава). Такая форма давала возможность Шопену комбинировать несколько танцев. 5. Фактура – иногда воспроизводит инстументы народного оркестра: волынку и скрипку. Мазурки можно разделить на народные, торжественные (бальные), лирические. Тональности народных мазурок: C-dur, F-dur,G-dur; бальных – As-dur, Des-dur (благородные тональности), лирические в миноре, целых 7 штук написано в a-moll – их называют меланхолические. Фридерик Шопен Мазурка ля-минор скачать и еще однаФридерик Шопен мазурка ля-минор скачать Полонезы. Полонез – это польский танец, истоки уходят к танцу, издавна бытующему в кругах аристократии Польши. Любой из полонезов уникален, по-своему своеобразен. Масштабность полонезов рождает усложненная трактовка форм. Жанровой приметой полонеза является трехдольный размер и общая ритмическая формула: восьмая, две шестнадцатых, восьмая, две шестнадцатых, две восьмых; или восьмая, две шестнадцатых, четыре восьмых. Полонезы Шопена масштабные, звучание подражает оркестровому, виртуозные, концертные. Образ Польши в полонезах – это тема героическая. Ноктюрны. Слово ноктюрн переводится «ночная песнь». Традиции жанра ноктюрн восходят к церковной музыке. Ноктюрнами называли части литургии, заутренней. Впоследствии это название перешло в светскую музыку и уже в 18 веке Гайдн пишет инструментальные ноктюрны. В 19 веке к жанру фортепианный ноктюрн обращается ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Его ноктюрны – это изящные салонные пьесы, предназначенные для развлечения публики. Шопен во многом ориентируется на ноктюрны Фильда и в тоже время поднимает этот жанр на новую высоту. Его ноктюрны более сложные и в техническом и в образном плане, часто содержат драматические элементы. Отличительной особенностью стала фактура ноктюрна, которая состоит из мелодии вокального происхождения, богатая украшениями и сопровождением в виде гармонических фигур изложенных в широком расположении. Такая фактура охватывает большой диапазон и дает ощущение пространства. Шопен излагает гармоническую фигурацию от более широких интервалов в нижнем регистре к более тесным вверху. Именно такое расположение дает возможность включиться обертонам в звучащую ткань. У Шопена ноктюрнов 19. Это жанр, который наиболее сконцентрировал в себе лирическое начало. Это жанр, в котором проявились черты салонного пианизма 19 века – виртуозность, богатство нюансов, особый тип шопеновского rubato – тонкое варьирование темпа в правой руке при сохранении четкого ритма в левой руке. Rubato вводится в середине пьесы. Среди ноктюрнов Шопена можно выделить 2 типа: 1. Ноктюрны типа песни без слов, в которых один музыкальный образ 2. Ноктюрны, состоящие из контрастных музыкальных образов. Вальсы. 17 вальсов. Бытовой танец который расцветает в 19 веке. До Шопена к вальсу обращался Шуберт, Вебер, а Шопен возводит вальс на высокий уровень и после него уже все романтики обращаются к этому жанру: Лист, Берлиоз, Чайковский. 3 типа вальсов: 1. большие блестящие вальсы. 2. лирические или лирико-драматические вальсы, более медленные, но более насыщенные темами, образами. 3. Есть смешанный тип, они виртуозны и обладают сложным развитием тем. Прелюдии. Шопен является создателем цикла из 24 прелюдий, которые охватывают все возможные тональности. Принцип чередования пьес – контраст: 1. ладо-тональный 2. образный 3. темповый 4. фактурный сам жанр прелюдий появился в 17 веке, но тогда он выполнял функцию вступления к фуге, сюите и т.д. И.С. Бах первый создатель прелюдий и фуг, которые охватывают все тональности, у Шопена все прелюдии сами по себе. Для романтиков играла более важную роль импровизационность, чем соблюдение законов. Именно она могла отразить спонтанность чувств. С другой стороны прелюдии Шопена – это миниатюры, которые настраивают слушателя на дальнейшие размышления, дают эмоциональный толчок для творческой фантазии. Чаще всего прелюдии пишутся в форме периода, очень краткие, но, не смотря на это, они могут содержать контрастные и даже конфликтные образы. Здесь нет контрастных тем, здесь контраст на уровне мотивов. Таким образом, насыщенность содержания и ее малый масштаб – основные признаки прелюдий. Шопен выстраивает свой цикл по кварто-квинтовому кругу. (C-dur – a-moll, G-dur – e-moll, вплоть до Fis-dur здесь пара – es-moll, дальше идет в сторону уменьшения бемолей, вплоть до прелюдии №24 d-moll.) Такой тональный план способствует: 1. Эмоциональной волнообразности – мажор сменяет минор. 2. К концу цикла усиливается трагическая образная сфера. Последняя прелюдия d-moll самая трагическая и самая масштабная. В прелюдиях Шопен создает различные музыкальные жанры своего времени. Так, например, №13 и №15 напоминают жанр ноктюрн. №20 (c-moll) – имеет признаки похоронного марша, №6 (h-moll) написана в стиле виолончельной кантилены, там мелодия все время в левой руке, №2 (a-moll) звучит как трагическая декламация солиста, №7 – в стиле мазурки, №8, 12,16, 19 – в стиле виртуозных этюдов. Драматургия цикла основана на противопоставлении инструменту вокально-декламационного начала. Такое противопоставление дано уже в первых двух прелюдиях, где №1(C-dur) выражает инструментальную импровизационную стихию, а №2(a-moll) – скорбь и декламационное начало. Таким образом, конфликтность и контрастность – основные принципы, которые господствуют в этом цикле, как на уровне пар прелюдий, так и внутри каждой из них. Баллады. Вообще жанр баллада – это жанр английской и французской музыки. А у славян (в том числе и польских) был жанр «думы». Баллада – представляет собой повествовательную песню на фантастический или легендарно – исторический сюжет. Исполнялись баллады певцами - сказителями. Они были невелики, а в конце была драматическая развязка. В эпоху романтизма, в 19 веке, возник жанр инструментальной баллады. Черты: 1. повествовательный характер 2. многообразность 3. драматическая развязка. Первым пишет инструментальные баллады Шопен. Его баллады связывают с творчеством польского поэта Адама Мицкевича. Особенности баллад. - баллада имеет сюжетную линию, отсюда каждая баллада имеет индивидуальную структуру, форму. - часто происходит объединение принципов различных форм: сонатной, 3-х частной, вариационной. Слияние форм рождает новую синтетическую одночастную форму. - обязательно в балладах Шопена есть противопоставление 2-х образов – мечты и действительности. Шопен стремился к непрерывному развитию конфликта между этими образами, отсюда стирание границ между различными разделами. У Шопена происходит ускорение и драматизация к концу произведения, реприза и кода сливаются в одну массивную часть, ускоряется темп. Биография Шопена |
Вызов Деда Мороза 2012 |