Как начинали заниматься музыкой её гениальные творцы...  

Людвиг ван Бетховен

родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Не последнее место в этом городке отводилось музыке. В музыкальной капелле на службе у курфюрста (князь, обладавший правом выбирать императора Германии) находились дед и отец Людвига. Отец, певец, скрипач и клавесинист, был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи. К обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена отец отнесся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял четырехлетнего ребенка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердить бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение велось без всякой системы: один учитель (часто просто собутыльник отца) сменял другого, и хотя среди этой вереницы учителей встречались знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.

Суровое детство оставило неизгладимые черты в характере композитора. Рано стала проявляться внутренняя замкнутость, потребность в уединении и особенная, через все страдания пронесенная, страстная любовь к природе; в детские годы она уводила от неприглядности домашней обстановки, а позже, в моменты тяжелых душевных кризисов помогала восстанавливать равновесие, возвращала любовь к жизни.

Переломный момент детства Бетховена связан с появлением в Бонне нового директора придворной капеллы Христиана Готлоба Нефе. Он сделался подлинным наставником и учителем Бетховена.


Франц Шуберт

родился 31 января 1797 года в одном из предместьев Вены - в приходе Лихтенталь. Первыми учителями маленького Франца были отец, который занимался с ним на скрипке, и брат Игнац, преподававший ему фортепиано. Несколько позднее регент лихтентальской церкви, сменивший первых учителей, Михаэль Хольцер признавался, что никогда еще не имел такого ученика. В одиннадцать лет он по конкурсу был зачислен в конвикт (школа-интернат, где некоторое число музыкально одаренных воспитанников, детей бедных родителей, получали общее и музыкальное образование бесплатно). Обремененному большой семьей отцу Франца возможность бесплатного обучения и содержания своего талантливого сына представлялась, по-видимому, весьма желанной. На вступительном испытании блестящие способности Шуберта привлекли внимание самого маэстро Сальери.


Джоаккино Россини

родился 29 февраля 1792 года в небольшом итальянском городе Пезаро, расположенном на берегу Венецианского залива. Его отец Джузеппе Россини был городским трубачом в Пезаро. Он был пылким сторонником французской революции, за это был арестован и лишен должности. Джузеппе и его жена были вынуждены сделаться бродячими музыкантами. Отец участвовал в качестве валторниста в импровизациооных оркестрах, мать - женщина большой музыкальности и редкой красоты - вытупала как оперная певица. Красивое сопрано маленького Джоаккино также служило поддержкой семьи. Он пел в церковных хорах. Систематические занятия музыкой начались лишь тогда когда мальчику исполнилось 12 лет. Анджело Тезеи - церковный композтор, был учителем джоаккино. В 14 лет поступил в болонский музыкальный лицей.


Карл Мария Вебер

родился 18 декабря 1786 в небольшом городке Гольштинии Эйтине. Отец Вебера, страстный театрал и любитель музыки, был провинциальным антрепренером. Мать Вебера обладала прекрасным голосом и была некоторое время профессиональной певицей. С небольшой труппой, составленно преимущественно из членов собственной семьи, отец Вебера колесил по разным городам и городкам Германии и Австрии. Некоторое время брал уроки фортепианной игры, а в 1798 году сделался учеником Михаила Гайдна (младший брат Иозефа Гайдна) по теории музыки и композиции. Скорый отъезд из Зальцбурга повлек новую смену учителей, но пестроту и бесистемность музыкального обучения возмещала редкая и многосторонняя одаренность будущего композитора.


Феликс Мендельсон - Бартольди

родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года в интеллигентной семье. Дед был выдающимся философом, отец - основатель и глава банкирского дома, мать среди женщин своего времени и круга выделялась широкой образованность и большой музыкальностью. Окруженный умным и чутким вниманием родителей, Мендельсон получил блестящее воспитание и многостороннее образование. Первоначальные навыки фортепианной игры Мендельсон получил от своей матери, но вскоре она передала руководство музыкальными занятиями сына двум видным педагогам Берлина: Людвигу Бергеру и Карлу Цельтеру.


Роберт Шуман

родился 8 июня 1810 года в провинциальном саксонском городке Цвиккау. Отец имел книжную торговлю, а затем основал книжное издательство. Мать Роберта решительно возражала против музыкальной профессии сына. До 15-16 лет Шуман не мог отдать предпочтения музыке или литературе и с уверенностью определить свое настоящее призвание. Знакомство с музыкой началось у Шумана с 6 лет, а к семилетнему возрасту относятся его первые музыкальные сочинения. Учитель Шумана, местный педагог Куншт, кроме самых общих первоначальных сведений ничего не мог сообщить своему ученику, но прекрасные пианистические данные восполняли полудилетантский характер занятий. С детских лет любимым занятием сделались импровизации на фортепиано.


Фридерик Шопен

родился близ Варшавы в имении Желязова Воля в интеллигентной семье. К шестилетнему или семилетнему возрасту относят начало систематических занятий Фридерика на фортепиано. Первым и единственным учителем фортепианной игры был Войцех Живный. Фридерику было 12 лет, когда Живный сам отказался от дальнейших занятий, рассудив, что больше ничего не может дать своему ученику.



Hosted by uCoz