Что такое форма и зачем она нужна.

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно

Вот какие бывают формы:


Период
Простая 2-х частная форма
Простая 3-х частная форма
Сложная 3-х частная форма
Сложная 3-х частная с эпизодом
Вариационаая форма
Вариантная форма
Вариации на мелодию ostinato
Вариации на бас ostinato
Орнаментальные вариации
Пасскалья и чакона
Рондо


Сонатное allegro
Сонатно-симфонический цикл
Форма(лат. forma - форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное раположение точек линии. Об идеальной форме задумываются люди давно. Например Пифагор, вывел принцип золотого сечения. "Золотое сечение" - это идея пропорционального деления, идея гармонии. "Золотое сечение" - это не середина. В числовом выражении = 0,618. В античной архитектуре и скульптуре использовали принцип "золотого сечения". Кстати, золотое сечение Пифагор доказал благодаря строению обертонового ряда, а потом выяснилось что все гениальные произведения (не только в музыке) подчиняются принципу "золотого сечения". Все это говорит о том, что форма сама по себе очень важна, более того, она нисколько не менее важна чем содержание. Вот, например, еще один человек. который интересовался этим вопросом, высказался по этому поводу так: "Настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание, и тем больше торжество искусства, отодвигающего содержание и господствующего над ним, чем величественнее, притязательнее и соблазнительнее содержание само по себе, чем более оно со своим действием выдвигается на первый план, или же чем более зритель склонен поддаться содержанию." (Шиллер) Теперь ближе к музыке. В широком смысле слова "форма" - это вся композиция от первой ноты до последней. Что же подготовило принципы классической гармонии и формы? Гомофонно-гармонический склад сложился благодаря опере (когда один голос ведет мелодию, а остальные аккомпанируют). Так же когда музыка "вышла" из церкви (напомню, что были времена, когда музыка служила церкви) и появились светские жанры, то любимыми из них стали жанры танцевальные. Танцевальный же жанр характеризует квадратность и четкий ритм. Всё это и было предпосылками классической гармонии и формы. Итак, идем дальше. Любая форма (ну вообще любая - форма стола, апельсина и т.д.) связана с числом. Про стол вы сами понимаете, так же и в музыке все связано с числами (7 нот, интервалы, аккорды и т.д. и т.п.) Так же все музыкальные формы связаны с числами. Вот только с какими? Начнем с числа 1. Ясно, что проще числа быть не может. Поэтому самая простая форма (период) связана с числом 1. Период - наименьшая из классических форм, которая выражает законченную или относительно законченную музыкальную мысль. Дальше берем число 2. С этим числом связаны простая двухчастная форма. С числом 3 связаны простая трехчастная форма, сложная трехчастная форма (с эпизодом и без). С числом 4 связаны сонатное allegro и строение сонатно симфонического цикла. С числом 5 связана форма рондо. Числа, которые идут потом (5,6,7,8,9 и.т.д.) связаны со старинными формами (старинные концерты), а так же с вариантной и вариационной формой. Почему? - спросите вы, в сонатно-симфоническом цикле именно 4 части а не 8? Дело в том, что композитор, когда сочиняет то или иное произведение вкладывает туда определенный смысл, соответственно использует ту или иную форму. Что собой несет число 1 или 2 или 3 или 4...? И как вообще число связано со смыслом? На этот вопрос однозначно ответить сложно, но можно привести примеры того, что думали об этом гении, а вы сами уже сделаете свои выводы. "Число есть лежащая в основе бытия причина стройности и порядка господствующей самородной связи вечного постоянства в мире. Число - это закон и связь мира, сила, царящая над смертными и даже над богами, условие всего определяемого, всего познаваемого. Вещи суть подражания числа". (Пифагор) Единица (1) - неделима. Единица - точка. 2 - отрезок, 3 - треугольник, 4 - тетраэдр. Числа так же встречаются в "Сотворении мира". "В начале сотворил Бог небо и землю .... И был вечер, и было утро: день один" и т.д. Любое произведение (будь то песня, симфоническая поэма или прелюдия, или любое другое) по своему строению укладывается в одну из форм.


Hosted by uCoz