Мажор и минор

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно


Вызов Деда Мороза 2012
В музыке используются два основных лада - это мажор и минор. Они имеют противоположную окраску: мажор - веселый, минор - грустный. Из множества народных ладов выкристаллизовались именно два этих лада: натуральный мажор и гармонический минор. Это произошло в 17 веке. И подтверждением универсальности этих ладов послужило гениальное сочинение И.С.Баха "ХТК" (Хорошо Темперированный Клавир), в котором он доказал, что именно при такой настройке фортепиано, как сейчас, все тональности звучат чисто (не фальшиво). Почему же именно гармонический минор и натуральный мажор? Во-первых, потому что они имеют контрастную окраску, во-вторых, потому что в них между седьмой и первой ступенью малая секунда, из-за этого возникает сильное тяготение в тонику. Вот примеры мажора и минора:

мажор минор

Если проигрыватель не работает, то можно прослушать по этой ссылке:
Почему же минор и мажор имеют противоположную окраску??? Все дело в расстояниях. Между ступенями может быть расстояние пол тона, а может быть один тон.Чтобы это понять смотрим на клавиатуру

Между нотами до и ре расстояние один тон (между ними есть черная клавиша), между нотами ре и ми - один тон (между ними есть черная клавиша), между нотами ми и фа - пол тона (между ними нет черной клавиши), между нотами фа и соль - один тон, между нотами соль и ля - один тон, между нотами ля и си - один тон, между нотами си и до - пол тона (между ними нет черной клавиши). Что же это за черная клавиша такая которая увеличивает расстояние??? Это, конечно, шутка... она не увеличивает расстояние, черная клавиша - это практически самостоятельная нота... просто у нее нет своего имени. Если она находится между до и ре, то её можно назвать До-диез или Ре-бемоль. В общем, если между соседними белыми клавишами есть черная, то расстояние один тон, если нет - то пол тона. Существует структура мажора и минора.

Структура мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Структура минора: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Это можно выучить как скороговорку. Запомнить легко. Вообще, забегая вперед, скажу, что запомнить в теории музыки наизусть нужно структуру мажора и минора и порядок появления знаков в тональности.




Hosted by uCoz