Петрушка

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно
Одноактный балет в 4-х картинах.

Показано масленичное гулянье. Люди показаны в 1 и 4 картине, а во второй и третьей показаны куклы кукольного театра. Прием театра в театре. Эпоха модерн. Люди - бездушные существо, которые веселятся и ничего не замечают, а куклы напротив обладают душой. и только есть один человек - это Петрушка - который обладает способностью любить и страдать. Выстраивается любовный треугольник: Петрушка - балерина - арап. Бенуа делал костюмы и декорации к балету. дело в том, что и Стравинский и Бенуа выросли в Петербурге, и оба хорошо из детства запомнили масленичные гулянья. Русские композиторы до Стравинского воспевали народ, а он народ показывает безликой массой. У них нет имен, а названия даются только по занятию, например, танцовщица, ряженные и т.д.

Картина 1.

Народные гулянья на масленной площади. Музыкальные темы здесь все звучат обрывками. Показ тематизма очень оригинален: то тема сначала звучит, то с середины, то какой-то кусок. мелодия пентатонического лада, в верхнем регистре кварты. тема на основе трихордовых интонаций. Все это указывает на народ. Подвыпившие гуляки изображаются цитированием песни "Далалынь" (Пасхальная песня, игра, когда на Пасху бьют яйца - и этот далалынь - это звук бьющихся яиц). Аккомпанемент идет аккордами, в котором параллельные квинты (это запрещенный прием, т.к. параллельные квинты дают пустое звучание, но здесь это используется умышленно, чтобы показать "пустой" народ). А верхнем голосе аккорды ostinato. Далее мы видим разных людей. балаганный дед - все время меняется размер. тема - обрывок, нет ни начала ни конца. Вдруг в Си бемоль - мажоре возникает городская песня "Под вечер осенью ненастной" и вверху на неё накладывается тема шарманки. Уличная танцовщица - эту мелодию он где-то слышал, запомнил и использовал её, а потом выяснилось что автор этой мелодии швейцарский композитор Спенсер, который подал иск в суд и отсудил таки права на свою тему.. Далее темы вращаются образуя черты рондо и концентрической формы, но все же строгой формы здесь нет, лишь черты. Границы каждой сцены отмечены барабанным боем. Далее появляется фокусник, он вышел из кукольного театра. музыка почти атональная - загадочность фокусника. Далее звучит вторая тема фокусника - нарочито примитивная (Т-Д). Он всех заворожил. Толпа расходится и все видят Петрушку, балерину и арапа. Фокусник их оживляет флейтой. Далее русская пляска. (с этого номера началось сочинение всего балета) В ней переменный акцент, фортепиано в сопровождении ксилофона.

2 картина

Начинается драма главного героя. Эту картину Стравинский пишет совсем другим музыкальным языком.
1. Политональность (2 тональности одновременно)
2. Диссонансы
3. Сложный ритм.
Петрушку изображает фортепиано, этим передается кукольность. Протест Петрушки - это вторая тема, фанфарная, мелодия на которую накладывается диссонирующая гармония.

3 картина

У Арапа (мавр). Тема Арапа отличается целотонностью. Танец его плавный. Приходит балерина в руках у неё корнет - военный инструмент, с резким пронзительным, высоким, неприятным тембром. Тема балерины отражет сущность балерины. Далее балерина и Арап танцуют вальс. Эту тему Стравинский заимствовал у австрийского композитора Иозефа Ланнера. Они прислушиватся - звучит фанфарная тема - появляется Петрушка. Арап и Петрушка дерутся и Арап его выталкивает за дверь.

4 картина

Звучит знакомая тема толпы, это вечер того же гулянья. Подбор танцев (сюита) и тема толпы, которая идет рефреном. Также каждый эпизод вариоционной форме. Танец кормилец основан на песне "Вдоль по Питерской", так же тема "Ах вы сени, мои сени", изложенная тритонами (мы понимаем, что люди не трезвы). Стравинский цитирует только темы городских песен, никаких народных (с их глубиной и мудростью), а только кабацкие, разухабистые. И только черты трихорда, указывающие на народ (и какой это народ). Тема купца на песню "Шла девица за водой", танец кучеров и конюхов опять цитирует "Вдоль по Питерской". Приходят ряженые. Толпа продолжает танцевать не обращая внимания назвуки доносящиеся из театра. Арап саблей ударяет по голове Петрушку. Смерть Петрушки Стравинский изображает тремоло в высоком регистре. Приходит фокусник и уносит куклы. Но дух Петрушки жив. Его тень грозит фокуснику, и фокусник уходит озираясь. Герой погиб, но дело его живет. Заканчивается балет атональными аккордами.

В балете нет психологической трактовки героев, Стравинский отстранен от них, и сочувствует возможно только Петрушке. Это не театр переживаний, а театр представлений. Поэтому герои - куклы. Презрение к народной массе. В оркестре большое количество солирующих инструментов.










Hosted by uCoz