Чайковский опера "Пиковая дама"

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно



Подруги милые,
В беспечности игривой
Под плясовой напев
Вы резвиетсь в лугах

И я как вы жила
В Аркадии счастливой,
И я на утре дней
В тех рощах и полях
Минутной радости вкусила.

Любовь в мечтах златых
Мне счастие сулила.
Но что ж досталось мне
В тех радостных местах?
Могила.
Пётр Ильич Чайковский написал всего 10 опер. Лучшими из них считаются "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Обе написаны на сюжет А.С.Пушкина, но имеют изменения. В операх Чайковского огромную роль играет оркестр. Часто мелодия идет сначала в оркестре, а потом в вокальной партии.

II картина

Лиза помолвлена и собирает девичник. Звучит дуэт Лизы и Полины в Соль-мажоре, пасторальной тональности, и поют они о природе. Далее все просят спеть Полину. У Пушкина Полина лишь упоминается, как одна из подружек Лизы. В опере роль Полины больше. Она поет романс "Подруги милые...", в котором она раскрывает судьбу Лизы.(скачать романс Полины) Слова романса написал Батюшков. Стихотворение называется "Эпитафия на могиле пастушки", написано в античном стиле. Тональность романса ми-бемоль минор. Эта тональность редко встречается в музыке. В романсе 3 куплета, форма куплетно-вариантная, начинаются все одинаково. Девичник заканчивается и мы видим Лизу одну в своей комнате. Она поет арию "Откуда эти слёзы...". Ария написана в сложной двух-частной форме, т.е. имеет как бы два больших раздела. Первый в простой трех-частной форме, второй раздел не закончен, он обравается, потому что приходит Герман, точнее влезает через балкон. Герман уговаривает её не пугаться. Он собрается покончить жизнь самоубийством, если она не будет его женой, признается ей в любви, и пришёл попрощаться, и предлагает решить ей его судьбу. Сначала тема любви Германа звучит в оркестре, потом в его партии. кульминация в До-мажоре на теме любви. Но вдруг звучит уменшенное трезвучие и входит на шум Графиня. Герман прячется за зановеской. Лиза говрит Графине, что сейчас ляжет.

III картина.

Бал. На балу разыгрывается пастораль "Искренность пастушки", как бы театр в театре, в пасторали показана идеальная любовь. Пастушка отказывается от богатства и выбирает жизнь со своим пастухом в бедности и любви. Это то, чего хотела бы Лиза. Далее звучит полонез, который Чайковский позаимствовал у композитора Козловского-Польского "Гром победы" и все встречают Екатерину II.

IV Картина

Оркестровое вступление к 4 картине написано в тональности фа-диез минор (с него Чайковский начал писать оперу), тема неустойчивая на доминантовом органном пункте, стонущая интонация, и как будто осторожные шаги. Герман крадется в дом Лизы. На балу она дала ему ключи от потайной двери, что бы он пришел к ней этой ночью, она расторгла помолвку и обещала ему быть его женой. Комната Графини, она в сопровождении приживалок вернулась с бала. Она вспоминает былые времена и ругает молодежь за то, что та не умеет ничего, ни петь и танцевать. Хор приживалок написан в до-диез миноре и мелодия этого хора очень грустная, они ей поддакивают и жалеют её, но их неискренность выдает плясовой ритм. Потом Грфиня прогоняет приживалок. Графиню характеризует нисходящая тема, которая все время секвенцией звучит в оркестре, отражает усталость и разочарованность графини. "Ах, постыл мне этот свет..." поет Графиня. Графиня вспоминает балы её молодости, при её словах "При них и я певала..." Чайковский в оркестре использует тему старинного французского гимна "Да здравствует Генрих IV". Далее Графиня начинает петь арию на французском языке, которую Чайковский тоже заимствовал у Грэтри из оперы "Ричард, львиное сердце." Это французская комическая опера. Это ария молодой девушки Лоретты, которая не знает как ответить на признания в любви своему жениху. Здесь эта ария так же символ отжившего, в этом мире Графиня уже не живет и весь её образ это передает. Ария написана в соль-миноре, но Графиня её поет в си-миноре (это тоже символ - тональность смерти) и на сексту ниже и гораздо медленнее. Далее приходит Герман, просит Графиню не пугаться, в оркестре звучит тема "три карты", он встает на колени поет ариозо, пылкое, которое по музыке могла бы быть признанием в любви, и просит открыть ему три карты. графиня знает (в отличи от пушкинской графини), что тот, кто придет узнавать у нее три карты, станет причиной её смерти, поэтому она очень напугана. Оркестр передает биение её сердца. Грфиня молчит. Герман достает пистолет что бы припугнуть её, но она умирает от разрыва сердца. Момент смерти Чайковский показывает соль-мажорным трезвучием. На шум приходит Лиза. Герман повторяет, что она мертва, а тайны он не узнал. Лиза в ужасе, она называет его убийцей, оказывается не она вовсе была нужна ему а три карты. Она его выгоняет.

V картина

Вступление на трёх темах: 1. Хорального склада, в духе церковной музыки.
2. Труба, фанфары, зовущие в игорный дом.
3. лирическая
Скачать вступление
Герман поет речитатив, он вспоминает похороны Графини, как та будто бы ему подмигнула из гроба. Герман читает письмо от Лизы, в котором она просит о встрече, чтоб объясниться с ним, она раскаивается, что плохо подумала о нем и не считает его убийцей. Он после похорон и думать забыл о Лизе. В этот момент оркестр символизирует вой ветра и появляется призрак, который говорит, что пришел не по своей воле, но должен исполнить его просьбу. Дальше призрак перечисляет порядок действий, которые должен выполнить Герман:
1.Спасти Лизу
2.Жениться на ней
3. Тогда три карты выиграют сряду.
Призрак говороит на одной ноте - символ неживого. Призрак называет три карты: тройка, семерка, туз. Но Герман все делает наоборот.

VI картина

Вступление в ми-миноре на теме ариозо Лизы, которое она исполняет после вступления "Уж полночь, а Германа все нет..." Ариозо Лизы в ля-миноре. Так же как романс Полины (который в начале оперы прдсказывает судьбу Лизы) ариозо Лизы состоит из трех куплетов-вариантов. Приходит Герман. У них звучит дуэт-согласие в терцию, впервые за всю оперу. Тональность дуэта Ля-мажор, которая отправляет нас к дуэту Прилепы и Миловзора "Мой миленький дружок.."из пасторали из 3 картины и олицетворяет идеальную любовь. музыка дуэта напоминает слащавую оперетту. Но тут он говорит, что нужно идти в игорный дом, поворот в сторону дуэта-конфликта. Герман становится страшно агрессивным. А у Лизы повторяется ариозо "Ах это правда со злодеем.." Так замыкается трех-частная форма, в которой 1 и 3 часть это ариозо, а серединой был дуэт-согласие. Герман говрит Лизе "Оставь меня. Кто ты? тебя не знаю я." Лиза идет на набережную и бросается в реку.

КартинаVII

Развязка всей оперы. Фоновая сцена 3 номера исполняют игроки в игорном доме. 1. "Будем петь и веселиться..." 2. Песня Томского на стихи Державина. Чайковский говорил, что эти ужасные стихи он использует только для того, что бы отразить существующий тогда стиль. В этом стихотрворении нет ни одной буквы "р". 3. Песня игроков (гимн игроков) на слова эпиграфа Пушкина к "Пиковой даме".
Елецкий и Герман впервые в игорном доме. Елецкий говорит о том, что возможно он вызовет Германа на дуэль, но состоится своебразнаю дуэль на картах. В оркестре тема Графини. Герман ставит 3 и 7 и выигрывает. Еще не выиграв третий раз он поёт ариозо "Что наша жизнь? Игра." (скачать априозо Германа)тональность Ля-мажор. Это ариозо в маршевой ритмике, перед нами холодный расчетливый делец, образ Германа преобразовывается. 2 куплета: первый про жизнь, второй про смерть.
Герман третий раз играет с Елецким, ставит туза и проигрывает. Выпадает пиковая дама и подмигивает ему. Герман покончил с собой. Перед смертью просит прощения у князя. Он видит призрак Лизы и просит у неё прощения. В оркестре звучит тема любви.

Над умершим Германом игроки поют 4-х голосный хорал(скачать хорал), это церковная музыка современная Чайковскому, в стиле Бортнянского. Опера заканчивается на теме любви в тональности Ре бемоль-мажор.



























































Что наша жизнь? Игра.
Добро и зло - одни мечты.
Труд, честность - сказки для бабья.
Кто прав? Кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня - ты, а завтра - я.

Так бросьте же борьбу.
Ловите миг удачи.
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу.

Что верно? Смерть одна.
Как берег моря суеты
Нам всем прибежище она.
Кто ей милей из вас, друзья?
Сегодня - ты, а завтра - я.

Так бросьте же борьбу.
Ловите миг удачи.
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу.





Hosted by uCoz