Герман Гессе "Игра в бисер". Вопросы не из простых, а что думаете вы?

1. Оправдывает ли выигрыш бесчисленные жертвы, вполне ли достаточен нынешний порядок духовной жизни и достаточно ли долго будет он длиться, чтобы все страдания, судороги и ненормальности в судьбах множества ''гениев'' , кончивших безумием или самоубийством, показались осмысленной жертвой?
2. Понимаете ли вы разницу между человеком, ''способным по своей сути стать музыкантом в высоком смысле слова, способен ли он загореться, подчиниться какому-то порядку, благоговеть, служить культу'' и человеком, ''у которого, кроме прилежания, честолюбия да умения ладить с учителем, почти никаких преимуществ нет''?
3. Знакомо ли вам это? Призвание открывается во многих видах и формах, но ядро и смысл этого события всегда одни и те же: душу пробуждает, преображает или укрепляет то, что вместо мечтаний и предчувствий, живших внутри тебя, вдруг слышишь призыв извне, видишь воплощение и вмешательство действительности.
4. Обладая кажущейся свободой работать по своей профессии, человек делается рабом низменных сил, он зависит от успеха, от денег, от своего честолюбия, от своей жажды славы, от своей угодности или неугодности людям. Он должен проходить через конкурсы, должен зарабатывать деньги, он участвует в беспощадной борьбе каст, семей, партий, газет. Вот он, свободный выбор профессии, который означает такое страшное рабство...
5. Кто направляетвысшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный, потому что пламя его горения не всегда видно, потому что он, напрмер, не кричит и не размахивает руками при диспуте. Но я говорю тебе: он должен пылать и гореть!
6. Каждый из нас занимает, борясь, уязвимую позицию, ведь каждый знает, что то, против чего он борется, имеет право на существование и свои бесспорные достоинства.
7. О ''смысле'' музыки: если он и есть, то он ни в ком не нуждается. Будешь ли ты учителем, ученым или музыкантом, благоговей перед ''смыслом'', но не думай, что его можно преподать.
8. Кроме больших способностей к музыке он чувствовал в себе и другие силы, какую-то внутреннюю независимость, какое-то высокое своенравие, которое, правда, вовсе не запрещало и не мешало ему служить, но все-таки требовало, чтобы он служил лишь самому высшему владыке.
9. Стоит ли отдавать ей жизнь? Вера и сомнение неразрывны, они обуславливают друг друга, как вдох и выдох.
10. Каким напряжением и какой внутренней нагрузкой надо платить за всякое блестящее положение.
11. Когда дело касается людей недюжинных, завидуют не только их внутренней широте и энергии, но и их мнимому счастью, их мнимой избранности судьбой.
12. Любой отрезок прошлого поместить в мировую историю изящно и с толком нетрудно, а никакое настоящее время опрделить свое место в ней не способно.


 


Hosted by uCoz