С. Рахманинов

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно



Последний композитор 19 века. Он не хотел ничего переворачивать в искусстве, он продолжил линию русских композиторов. Но большое влияние всё же оказала на него музыка Шопена, Шумана и Листа, что проявилось в его фортепианной игре и фортепианных произведениях. Он был не только композитором но и концертирующим пианистом (так как Шопен и Лист). Его манеру отличает сдержанность. Свои произведения он писал, а потом их сам же разучивал.

Рахманинов учился в консерватории вместе со Скрябиным, но дружеских отношений у них не сложилось, возможно оттого, что Скрябин был замкнутым человеком. Однако Рахманинов ценил творчество Скрябина и после его смерти он выучил цикл произведений Скрябина и проехал по России с концертами.

Родился в небогатой дворянской семье в имении Онег в Новгородской губернии 20 марта 1873года. Родители были музыкально одаренными людьми. Первые уроки музыки получил от матери в 5 лет. В начале 80-х годов семья переезжает в Петербург. Рахманинов был принят в Петербургскую консерваторию и стал учеником В.В.Демянского. К сожалению, успехи юного музыканта не соответствовали дарованию. Сказывались недостаток прилежания ученика и недооценка таланта преподавателем. В 1885 году родители по совету племянника (известного пианиста Зилоти) отдают в Московскую консерваторию. Он становится учеником Зверева Н.С., у которого он поселился вместе с остальными воспитанниками. Зверев развивал их всесторонне. На домашних концертах бывали крупнейшие музыканты, в т.ч. Чайковский и Рубинштейн. В 1888 Рахманинов перешел в старшие классы консерватории, и стал учеником Зилоти. Посещает классы контрапункта и фуги у Танеева и свободного сочинения у Аренского. Жил он в трудных условиях. Средства к жизни он получал от издания своих произведений, от гонораров за концертные выступления, а так же от частных уроков. После окончания консерватории работал частным преподавателем в общеобразовательных училищах и институтах, но тяготился этой работой. В 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1892 по классу сочинения. Дипломной работой была опера "Алеко", которую он сочинил за 17 дней, и 1-й фортепианный концерт. Во время обучения в консерватории Рахманинов создает много произведений в разных жанрах, одно из них Первый концерт для фортепиано фа-диез минор.

После окончания консерватории переживает творческий подъем. Очень много сочиняет: три тетради романсов, Первая сюита (для фортепиано0 "Фантазия", "Музыкальные моменты", Фантазия "Утес", Первая симфония ре-минор. Потрясенный смертью Чайковского пишет Элегическое трио ре-минор и посвящет его "памяти великого художника". Выступает с концертами, где исполняет свои произведения. В 1985 году была первая концертная поездка по стране.

Но в Петербурге симфония ре-минор(скачать) потерпела полный провал. После этого Рахманинов сжег партитуру. Это был тяжелый удар, его творческая деятельность временно прервалась. Он не сочинял около 3-х лет. В 1945 году дирижер А.В. Гаук восстановил партитуру по сохранившимся оркестровым голосам. С этого времени симфония утвердилась в концертном репертуаре. С осени 1897 он начал проессиональную дирижерскую деятельность в частной русской опере Мамонтова, там он познакомился с Ф.Шаляпиным. 1899 году первая концертная поездка за границу - в Лондон. К 900-м годам душевный кризис был преодолен и Рахманинов создает Второй концерт для фортепиано с оркестром и вторую сюиту для 2-х фортепиано, сонату для виолончели с фортепиано, кантату "Весна" на текст стихотворения Некрасова "Зелёный шум", романсы, прелюдии, оперы "Скупой Рыцарь"(скачать) и "Франческа да Римини". С осени 1904 года по весну 1906 работает дирижером Большого Театра.

В 1906 году уезжает за границу - сначала в Италию, затем в дрезден, где прожил около трех лет. Но лето он всегда проводил в России. пишет Вторую симфонию, симфоническую поэму "Остров мертвых" на сюжет картины А.Бёклина, цикл романсов, первую сонату для фортепиано. Написал также значительную часть оперы "Донна Ванна" (по М.Метерлинку), задумал оперу "Саламбо" (по роману Г.Флобера). В 1909 возвращается в Россию. Пишет Третий концерт для фортепиано с оркестром, вторую тетрадь прелюдий, две тетради этюдов-картин, вторую сонату. В 1910 году впервые посещает Америку, дает там концерты, дирижирует. В 1910 году принимает на себя обязанности инспектора Русского музыкального общества.

Осенью 1918 года с семьей перезжает в США. Отъезд из России вызвал почти 10-летние молчание. "Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить." Писал Рахманинов.

Только в 1926 году к нему вернулась способность сочинять. Он закончил 4-й концерт для фортепиано с оркестром, "Три русские песни для оркестра с хором, Вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром, третью симфонию. В 1940 году было закончено последние произведение Рахманинова "Симфонические танцы" для оркестра. во многих произведениях этого периода звучит средневековая мелодия (секвенция) "Dies Irae" ("День Гнева"), как символ смерти. 28 марта 1943 года С.Рахманинов умер.
Cочинил:

Симфония №1
Симфония №2
Симфония №3
"Остров мёртвых"
Прелюдии
Музыкальные моменты
Оперы
Романсы
Концерт №1
Концерт №2
Концерт №3
Сонаты
Симфонические танцы







Арнольд Бёклин "Остров мёртвых"




Hosted by uCoz