Сонатно-симфонический цикл

Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно

Сонатно-симфонический цикл, или симфония, окончательно сформировался в эпоху классицизма. Изначально этот жанр музыки создан искусственно, и считается интеллектуальным жанром, музыкой для ума. Этим он отличается от танца, или песни, которые в профессиональную музыку пришли из жизни, и имели изначально прикладной характер.

Почему такое название?

Циклом симфония называется по той причине, что состоит из нескольких частей (минимум две, максимум пять). Каждая часть имеет начало и конец и могла бы быть самостоятельным произведением. Почему же тогда не просто симфонический цикл? Потому что первая часть симфонии традиционно пишется в форме сонатного аллегро. Поэтому название сонатно-симфонический цикл довольно полно говорит о том, что сейчас будет звучать. По размеру симфонии бывают разными, это зависит от эпохи в большей мере. В среднем минут 20-25, может быть и меньше 10-12 минут, может и до 40 минут доходить.

Есть ли взаимосвязь между сонатой в музыке и сонетом в литературе?

В музыке сонатой называли любую инструментальную пьесу, это позже соната стала чисто фортепианным жанром. Были кантаты для пения и сонаты для игры на инструментах. Оба слова происходят от глаголов: sonare - звучать, cantare - петь. Постепенно преобразуясь соната стала довольно строгой формой. (ниже можно прочитать структуру сонатного аллегро) Вот наверное единственное сходство между сонатой и сонетом. Сонет в литературе также имеет строгую форму. Это всегда 14 строк, и по смыслу второе четверостишие, как правило контрастно по смыслу первому. Так же и в сонате есть главная тема, которой противопоставляется побочная.

Ниже приведена структура КЛАССИЧЕСКОГО сонатно-симфонического цикла. Это не значит, что композиторы всегда соблюдают строго эту структуру, но когда они писали или пишут музыку в жанре симфония, они обращаются именно к этой структуре.



Сонатно-симфонический цикл состоит из 3 или 4 контрастных частей. Если 3 части: быстрая, медленная, быстрая. Контрасты существуют между частями цикла и между темами внутри части. Перва часть сонатное allegro, вторая часть - медленная, третья часть - менуэт, четвертая часть - финал.

I часть. Сонатное Allegro.
1. Может быть вступление (а может не быть)
2. Экспозиция: первая тема - главная партия (в основной тональности произведения), дальше связующая партия (ее может не быть), побочная партия (если основная тональность мажорная, то в доминантовой тональности; если минорная, то в параллельном мажоре); побочная партия - новая тема, очень редко схожа с главной партией. Главная партия и побочная контрастируют между собой. Далее идет заключительная партия.

главная партия + связующая партия + побочная партия + заключительная партия = экспозиция.

3. Разработка - серединная часть сонатного Allegro. Тематический материал экспозиции подвергается интенсивному развитию. Иногда в разработке бывает эпизод - это самостоятельная тема. В конце разработки органный пункт - предыкт.
4. Реприза - повторение экспозиции. Что-то может меняться. Побочная партия в основной тональности.
5.Кода


II часть. Медленная.
Лирическая в трехчастной форме АВА (где А - первая тема, В - вторая тема) "А" включает в себя схему ава.

т.е. А(ава)ВА(ава)

III часть. Менуэт.
Сложная форма, размер 3/4. У Гайдна - народный танец Лендлер (вместо менуэта). Если менуэт, то чаще всего в сложной трехчастной форме da capo. 1 часть - основная, 2 часть - трио, 3 часть - повторение основной da capo

IV часть. Финал.
Это итог, обобщение всего произведения. Основная тональность. Чаще всего в форме рондо.

Кода - завершение симфонии.








Я в мыслях там, откуда свет исходит,
Земного солнца несказанный свет,
Затмившего от взора белый свет, -
И сердце в муках пламенных исходит.

Отсюда и уверенность исходит,
Что близок час, когда покину свет,
Бреду сродни утратившему свет,
Кто из дому невесть зачем исходит.

Но, смертина челе неся печать,
Любовную храню от смерти жажду,
И, чтоб людей сочувственному плачу

Не обрекать, безмолвия печать
Уста мои сомкнула: я не жажду,
Чтоб другие знали, как я плачу.

(Ф.Петрарка, сонет 18)




Hosted by uCoz