Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Фонотека Дополнительно |
Сонатно-симфонический цикл, или симфония, окончательно сформировался в эпоху классицизма. Изначально этот жанр музыки создан искусственно, и считается интеллектуальным жанром, музыкой для ума. Этим он отличается от танца, или песни, которые в профессиональную музыку пришли из жизни, и имели изначально прикладной характер. Почему такое название? Циклом симфония называется по той причине, что состоит из нескольких частей (минимум две, максимум пять). Каждая часть имеет начало и конец и могла бы быть самостоятельным произведением. Почему же тогда не просто симфонический цикл? Потому что первая часть симфонии традиционно пишется в форме сонатного аллегро. Поэтому название сонатно-симфонический цикл довольно полно говорит о том, что сейчас будет звучать. По размеру симфонии бывают разными, это зависит от эпохи в большей мере. В среднем минут 20-25, может быть и меньше 10-12 минут, может и до 40 минут доходить. Есть ли взаимосвязь между сонатой в музыке и сонетом в литературе? В музыке сонатой называли любую инструментальную пьесу, это позже соната стала чисто фортепианным жанром. Были кантаты для пения и сонаты для игры на инструментах. Оба слова происходят от глаголов: sonare - звучать, cantare - петь. Постепенно преобразуясь соната стала довольно строгой формой. (ниже можно прочитать структуру сонатного аллегро) Вот наверное единственное сходство между сонатой и сонетом. Сонет в литературе также имеет строгую форму. Это всегда 14 строк, и по смыслу второе четверостишие, как правило контрастно по смыслу первому. Так же и в сонате есть главная тема, которой противопоставляется побочная. Ниже приведена структура КЛАССИЧЕСКОГО сонатно-симфонического цикла. Это не значит, что композиторы всегда соблюдают строго эту структуру, но когда они писали или пишут музыку в жанре симфония, они обращаются именно к этой структуре. Сонатно-симфонический цикл состоит из 3 или 4 контрастных частей. Если 3 части: быстрая, медленная, быстрая. Контрасты существуют между частями цикла и между темами внутри части. Перва часть сонатное allegro, вторая часть - медленная, третья часть - менуэт, четвертая часть - финал. I часть. Сонатное Allegro. 1. Может быть вступление (а может не быть) 2. Экспозиция: первая тема - главная партия (в основной тональности произведения), дальше связующая партия (ее может не быть), побочная партия (если основная тональность мажорная, то в доминантовой тональности; если минорная, то в параллельном мажоре); побочная партия - новая тема, очень редко схожа с главной партией. Главная партия и побочная контрастируют между собой. Далее идет заключительная партия. главная партия + связующая партия + побочная партия + заключительная партия = экспозиция. 3. Разработка - серединная часть сонатного Allegro. Тематический материал экспозиции подвергается интенсивному развитию. Иногда в разработке бывает эпизод - это самостоятельная тема. В конце разработки органный пункт - предыкт. 4. Реприза - повторение экспозиции. Что-то может меняться. Побочная партия в основной тональности. 5.Кода II часть. Медленная. Лирическая в трехчастной форме АВА (где А - первая тема, В - вторая тема) "А" включает в себя схему ава. т.е. А(ава)ВА(ава) III часть. Менуэт. Сложная форма, размер 3/4. У Гайдна - народный танец Лендлер (вместо менуэта). Если менуэт, то чаще всего в сложной трехчастной форме da capo. 1 часть - основная, 2 часть - трио, 3 часть - повторение основной da capo IV часть. Финал. Это итог, обобщение всего произведения. Основная тональность. Чаще всего в форме рондо. Кода - завершение симфонии. |
|