Возникновение оперы

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно

Древние цивилизации развивались самостоятельно, но в них заметно много общего.
Три основных центра:
1. Ближний Восток, Древний Египет
2. Индия
3. Китай

Музыкальная культура Древнего Египта неразрывно связана с религией. Массовые народные действа с танцами - мистерии, пышнее всего посвященные Осирису - богу весны, Изиде - богине плодородия,Тоту - богу луны. Музыка оживляет мертвых - эта идея повлияла на создание античного мифа, а миф на создание многих опер ("Орфей и Эвредика" Глюка, Каччини, Монтеверди) Музыка древних цивилизаций не сохранилась, зато сохранились тексты песен на папирусах, пирамидах. Они собраны в сборники "Тексты Пирамид", "Книга Мертвых". Напевы не записывались а передавались устно, а когда пел хор - передавались особой системой движения рук.

Самые популярные инструменты арфы, лютни и двойной гобой.

Опера - это синтетический жанр, который включает в себя пение, инструментальное сопровождение, текст, драматическую игру актеров, декорации, костюмы. Слово произошло от слова "Опус"

Предпосылки возникновения.
1. Мистерия - в средневековье в церкви театрализовывались представления на библейские сюжеты, участвовали в этом священники. Это мистерия или литургическая драма.

2.В эпоху Возрождения ставились пьесы, сопровождающиеся мадригалами, т.е. хоровыми песнями. В моду входит одноголосное пение.

Первая опера "Дафна" была поставлена во Флоренции в 1597году. был создан кружок "Camerata" в который входили композиторы Якопо Пери, Оттавио Ринуччини, Джулио Каччини. Эти композиторы были воспитаны на традициях Возрождения. Требовалось ангельское сольное пение. У древних греков было одноголосное пение. Сюжет выбрали античный "Дафна и Апполон" Они писали оперу в стиле древнегреческой трагедии. Из этой оперы сохранилось 6 фрагментов. Создали первый речитатив. Хотели чтобы мелодия выражала смысл слов. Чтоб это было среднее между пением и речью.

Речитатив - это тип вокальной мелодии близкий к речи, который чаще всего на прозаический текст и имеет несимметричное строение, свободные акценты.

Увертюра отсутствовала, существовали речитативы, эпизады песенного характера и небольшие хоры.

В конце 17 века и вплоть до середины 18 века оперным центром становится Неаполь. Возникает классический образец итальянской оперы. В Неаполе появилась класическая оперная школа, классические композиторы, арии стали во главе.

Алессандро Скарлатти (1660 - 1725) Он возглавил эту школу. Он написал 120 опер. Но тогда все композиторы писали шаблонно. Главное в этих операх была музыка, а не драма. Акцент делался на любовной линии и на счастливой развязке.

Был выработан стиль Bel canto (Бельканто) - контиленное пение в сочетании с виртуозной техникой.

Неаполитанская опера

Развивались такие элементы оперы как увертюра (сложилась форма - быстрая тема, медленная, быстрая), речитативы (два типа: 1.secco (секко) "сухой" - под клавесин в диалогах между ариями и 2.accompagnato (аккомпаньято) "Оркестровое сопровождение" - предшествовал арии с оркестровым сопровождением).

В опере могла быть до 40 арий. В ариях было мало текста. Арии состояли из 3 частей, где третья повторяла первую часть текста и музыки (это называется простая трехчастная форма "aba") Типы арий: ария гнева, мести, la mento, радости, героические. Тексты и музыка были шаблонны.

Спектакль представлял собой соревнование певцов в вокальной технике. Это сначала вызвало расцвет, а потом крах и упадок. Женское пение не употреблялось. Применялось пение кастратов.

Римская опера

В первое 10-летие 17 века оперным центром становится Рим. Оперы на духовные сюжеты (о Житиях святых). В римской опере есть небольшое инструментальное свтупление, появляется ария - замкнутый сольный номер в сложной форме. Появляется ариозо - небольшое сольное построение, которое включено в действие. иногда его можно исполнить оттельно, иногда нет. Ариозо имеет лирический характер и простую форму. Ариетта - маленькая ария. Их пели второстепенные персонажи. Между действиями срьёзной оперы, были комические вставки. В дальнейшем из них сформировался жанр опера-буффа.

Венецианская опера.

К середине 17 века Венция стала вторым оперным центром. Преобладает зрелище, кораблекрушения, превращения и т.д. Хора не было, оркестр в малом составе. Главное - солист и запутанный сюжет. Преобладают народные мелодии - баркарола и качча.





Hosted by uCoz