Главная Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Фонотека Дополнительно |
Веризм – реалистическое (от слова vero – верю) направление в итальянском искусстве рубежа веков. Начало положено в литературе, в творчестве драматургов Дж. Верги, Капуанье, Чамполи. 1880-й год – программный манифест, обосновывавший основные эстетические позиции литературного веризма: отказ от искусственного приукрашивания жизни, обращение к исследованию социальной среды, обличение насилия, жестокости быта. Литературный веризм уже в начале 90-х годов XIX века оказал заметное влияние на развитие итальянской оперы. Веристы культивировали жанр одноактной оперы, в которой действие максимально сжато, сведено к взрывчатому столкновению характеров. 1889 год – «Сельская часть» Масканьи на сюжет новеллы Верги, положила начало новому оперному направлению. Представители музыкального веризма не составляли группы с четко определенными позициями. Их объединяет тяга к реально-бытовым сюжетам с акцентом на остро драматических ситуациях. Музыкальный материал чрезвычайно разнообразен: «Сельская честь» - Volksopera («песенная опера»): опора на городской фольклор; «Паяцы» Леонкавалло (1892) – музыкальная драма с опорой на слово. 1) Опора на творчество Дж.Верди: культ вокального начала, отсутствие симфонизации (ранний Верди), попытка синтеза арии и речитатива. 2) Французская лирическая опера (Гуно, Бизе, Делиб). Музыкальные открытия веристов: 1. вокальные номера – соединения на кратком расстоянии речитатива и фраз в духе belcanto; использование бытовых интонаций, parlando; ариозно-речитативный стиль. 2. Вокальная мелодия проводится в оркестровом сопровождении. 3. Опора на традицию: сохранение номерной структуры, простой тональный план, функциональная логика. Объединяющим началом служило стремление к созданию национальной итальянской оперы в противовес Вагнеру, что выражалось в: 1. сюжетных источниках; 2. героях; 3. у Вагнера – театр философских идей, у веристов – мелодрама; 4. структура: у Вагнера – статика, у веристов – спектакль в 1-2 действиях, активная смена мизансцен. |