Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Фонотека Дополнительно |
2. Оперное творчество Пуччини на примере большой оперной триады («Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй»).Наиболее значительная фигура в итальянском опреном творчестве конца 19 века – первой четверти 20 века – Джакомо Пуччини. Последний из классиков оперного bel canto и достойный продолжатель реалистической традиции позднего Верди. Триумф «Манон Леско» выдвинул Пуччини в ряд знаменитых композиторов Италии, он стал материально боагополучен и теперь ничто не отрывало композитора от оперного творчества. Сюжет пьесы французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». В течении двух лет шла работа над либретто, направленная на предельную лаконизацию, обострение контраста между беззаботно-светлыми и печальными страницами. 1896 год – премьера. Успех быстрый и прочный. Опера быстро вошла в репертуар ведущих театров мира. Впервые новаторство Пуччини – так ярко и полно проявилось именно в «Богеме». 1) Стилистика: от романтической патетики к правдивому воплощению жизни правдивых людей. 2) Четырехактная структура: первые два действия полны света, юмора, развернуты, в двух последних побеждают мотивы скорби и отчаяния. 3) Мелодика: разнообразие вокальных тем. Детальная разработка портретов – характеристик. 4) «Богема» отличается простотой драматического развития (опер – «повесть»). 5) Интонации не содержат контраста доброго и злого начала. Образные противопоставления сводятся к показу беззаботной жизни нищей богемы, которому контрастирует сфера любви (Рудольф – Мими) и трагическая смерть Мими. «Тоска»: единственная опера с четко фиксированной исторической обстановкой. 1899 год – премьера (создавалась 3 года) по драме Сарду «Флория Тоска». «Тоска» - временное возвращение к патетике итальянской большой оперы, но с учетом возросшего мастерства Пуччини. При работе над либретто из сюжета были удалены многие второстепенные персонажи для того, чтобы показать портреты Тоски, Каварадосси, Скарпиа. 1904 год – премьера «Мадам Баттерфляй». Интерес к востоку в начале 20 века отличал и художников, и поэтов, и музыкантов. В опере Пуччини нашли воплощение около десятка подлинных национальных мелодий. На первом плане воплощение интимной психологической драмы, лишённой внешних эффектов. В опере нет мощных сил «контрдействия», все сосредоточено на углубленном показе человеческой трагедии Чио-чио-сан, ставшей единственной психологически развитой героиней этой своеобразной «моно-оперы». Четыре правила Пуччини к спектаклю: человечность, искренность, страсть, действие. Формирует новый стиль: stille mesto (смешанный стиль) – чередование parlando и ариозных фрагментов. Пуччини – «верист»: 1) тип конфликта: «от света к тени» 2) истоки – Дж.Верди: «Пуччини хранитель печати итальянской мелодии». 3) Следование регионализму (Китай, Япония, США) 4) Эффектные театральные кульминации. 5) Октавное дублирование вокальной партии. 6) Резкие динамические контрасты Пуччини – «не верист»: 1) сюжетные источники (не итальянские современники) 2) не аппелирует к своей биографии. Роль оркестра: 1. мощный современный оркестр. 2. умеренное использование лейтмотивов. 3. лейт-тембры: там-там, медь. |