ПЕР |
ИОД |
Главная Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Фонотека Дополнительно |
Форма период - наименьшая из классических форм, которая выражает законченную или относительно законченную музыкальную мысль. Если период служит формой темы или формой целого произведения, значит мысль закончена. Если период - это составная часть другой формы, в которой изложена тема, тогда период относительно законченный.
Структура периода. В основе периода лежит квадрат, т.е. число тактов должно быть кратное 4. Эта квадратность изначально задается, а потом она нарушается (как правило, во втором предложении). Способы нарушения - можно увеличить или уменьшить число тактов. Уменьшение числа тактов называется усечение. Этот прием используется часто, например, известная всем песенка Герцога "Сердце красавиц..." (из оперы "Риголетто" Верди)(скачать). Увеличение тактов делается двумя способами - либо расширением, либо дополнением. Расширение - прием развития, который находится до заключительной каденции. Использоваться могут секвенции, прерванный оборот, отклонение, повторение мотива на одной высоте. (Например, в концерте Моцарта d-moll в финале). Дополнение - увеличение числа тактов после заключительной каденции. Например, повторение мотива из темы, повторение каденционного оборота. Дополнение входит в состав периода и общее число тактов считается вместе с ним. После такого количества умных слов само собой нужно привести простой пример, чтоб показать, что все это не так страшно. Возьмем песенку "В лесу родилась ёлочка". В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зелёная была. - это период. Он состоит из двух предложений: 1) В лесу родилась елочка, в лесу она росла; 2) Зимой и летом стройная зеленая была. Первое предложение - 2 такта, второе тоже 2. Всего получается 4 такта. Музыкальная мысль (а так же художественная) закончена. Первое предложение заканчивается на доминанте, второе на тонике. Этот период однотональный, т.к. тональность не меняется. А может быть период модулирующим. Тогда второе предложение закончилось бы на новой тонике (в новой тональности). |
|