Роберт Шуман

Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно

Пригласить веселых клоунов к вам на праздник!!!


Вызов Деда Мороза 2012
Шуман представитель немецкого романтизма. Его творчество тесно связано с традициями немецкой классической музыки и немецкой романтической литературой. Его кумирами были Гофман и Жан Поль. В творчестве Шумана отразились важнейшие черты романтизма:
1. Автобиаграфичность
2. Психологическая углубленность
3. Использование формы миниатюры
4. Программность
5. Cквозное строение циклов
6. Тональная драматургия
Шуман в 30-е годы открыл "Новый музыкальный журнал", где он был редактором и автором всех статей. Журнал существовал 10 лет. Шуман создал романтический мир масок под которыми он сам и выступал. Каждая маска - грань его натуры. Из этих масок он создал вымышленный союз "Давидсбюнд" (Давид - это библейский герой, который победил Голиафа - великана, "бюнд" - нем. "союз") Главную задачу шуман видел в создании нового искусства. 30-годы - время творческого подъема у Шумана. Появляются его лучшие фортепианные произведения: цикл "Бабочки" (1831), цикл "Симфонические этюды" (1834), цикл "Карнавал" (1835), а так же три сонаты.

40-е годы называют годами песен: цикл "Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины". В последние годы пишет симфонии (их 3).

Фортепианные циклы.
1. Обращение к циклической форме, объединенной сквозным развитием.
2. Программность
3. Принцип сюиты сочетается с принципом вариаций.
4. Нет темы вариаций, а есть мотивное зерно (несколько нот). Рождается новый тип вариационной формы, где из краткого зерна прорастают образы маски.

Роберт Шуман (1810-1856)

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в провинциальном саксонском городке Цвиккау. Отец его имел в Цвиккау книжную торговлю, а потом открыл издательство. До 15-16 лет Шуман не мог выбрать какой дорогой ему пойти музыкальной или литературно- поэтической. В гимназии Шуман переводил классиков, читал Шиллера, Гете, изучал античную литературу. Так «Бабочка», «Крейслериана», появившиеся в 30-е годы, были навеяны произведениями писателей романтиков Жан Поля и Гофмана. В 15-летнем возрасте Шуман организовал литературный кружок. Побывав с отцом в Карлсбаде (Карловых Варах) Шуман услышал игру пианиста. Которая произвела на него ошеломляющее действие. Знакомство с музыкой у Шумана началось с 6 лет, а к 7 относятся его первые музыкальные сочинения: маленькие фантазии и танцы для фортепиано. С детских лет он импровизировал на фортепиано. Учитель Шумана Куншт, кроме самых общих первоначальных сведений ничего не мог сообщить своему ученику. Шуман часто выступал в домашних концертах, на гимназических вечерах, в фортепианной игре он достиг больших успехов. Из числа своих школьных товарищей он организовал небольшой оркестр, которым сам же и управлял. Этот оркестр и хор исполнял сочиненный Шуманом в 13 лет Псалом. Расширяли музыкальные познания Шумана посещения камерных вечеров в доме Каруса – директора фабрики, где играли квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена. Там же Шуман услышал песни своего впоследствии любимейшего композитора Шуберта, и сам под этим впечатлением написал несколько песен (1827) на слова Байрона и Э. Шульца. В 1826 году умер отец Шумана. Мать заставила Шумана поступить в университет на юриста. Шуман пишет статьи, заметки, наброски романа, эстетические афоризмы.

В 1828 году Шуман переехал в Лейпциг поступил в университет на юр. фак. В Лейпциге Шуман встретился с музыкальным педагогом Фридриком Виком и его дочерью, 9-ти летней пианисткой Кларой. Игра Клары покорила Шумана. Шуман сделался учеником Вика и начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре вокруг Шумана организовался кружок молодежи, любителей серьезной музыки. Много времени они отдавали музицированию, изучали камерную музыку, произведения Бетховена, И.С.Баха, Шуберта. Шуман пишет квартет e-moll для фортепиано и струнных (утерян). В кружке господствовало восторженное отношение к творчеству Шуберта. Под впечатлением пьес Шуберта были созданы 8 четырехручных полонезов и вариаций (не изданы). Подлинным преклонением было отношение Шумана к И.С. Баху.

Интересные впечатления принесли Шуману путешествия. Он совершил их пешком, на попутных экипажах. Шуман осмотрел красивейшие уголки Германии – долины Рейна и Майна, Баварию. В Мюнхене состоялась его первая и единственная встреча с Генрихом Гейне; были в Байрейте, в Италии осенью 1829 года.

Весной 1829 года Шуман решил перевестись в Гейдельберг. В это время появились пьесы «Бабочки». Вариации «Аведд», токката C-dur. Глубокое впечатление от игры Паганини, которого Шуман специально отправился слушать во Франкфурт. (весной 1830) выразилось в обработке для фортепиано двух серий каприсов Паганини, изданных затем в Лейпциге.

Осенью 1830 года Шуман вернулся в Лейпциг. Он поселился на квартире Вика, но мечтал заниматься у Гуммеля, Шуман обратился к нему осенью 1831 года с соответствующей просьбой. Но Шуман повредил себе правую руку, что навсегда закрыло доступ к карьере пианиста-виртуоза. Его психика оказалась надломленной.

30-е годы для Шумана время первого и самого яркого творческого расцвета. Шуман стал редактором и издателем «Новой музыкальной газеты». Первая критическая статья написанная Шуманом в 1831г., еще до организации «Новой музыкальной газеты», была посвящена Шопену. В ней он приветствовал появление молодого славянского гения. И заканчивал статью знаменательными словами: «Шляпы долой господа, перед вами гений». На склоне лет Шуман горячо поддерживал начинающего Брамса. В 1834 году. Шуман с несколькими своими единомышленниками основал еженедельный журнал «Новая музыкальная газета». Десять лет жизни Шуман посвятил интенсивной музыкально-критической деятельности.

Лучшее, что создано Шуманом принадлежит фортепианной музыке и относится к творчеству 30-х годов. «Карнавал», «Симфонические этюды», фантазия C-dur, сонаты fis-moll, g-moll, f-moll (концерт без оркестра) , «Давдсбюндлеры», «Крйслериана», «Фантастические пьесы», «Детские сцены».

В 1845 был закончен начатый раньше концерт для фортепиано с оркестром a-moll, в 1848 году написан «Альбом для юношества». 1833 серьезное нервное заболевание. В течение 2-х лет, которые Шуман жил в доме у Вика и любил Клару Вик, он писал произведения, которые отражали его душевное состояние; соната fis-moll (1835) «Псвященная Кларе Флорестаном и Эвсебием.»

В 1838 году Шуман решил обосноваться в Вене. Но не добивщись ничего Шуман возвратился в Лейпциг. Его пребыванию в Вене мир обязан обнародованию симфонии Шуберта C-dur. Шуман нашел ее у брата Шуберта и переслал ее Мендельсону в Лейпциг. В сентябре 1840 года Шуман и Клара Вик обвенчались. В 1841 году была написана певая симфония B-dur так называемая «Весенняя», затем d-moll. В следующем году Шуман сочинил три струнных квартета, фортепианный квинтет Es-dur, квартет Es-dur. В 1843 году появилась светская оратория «Рай и Пери» на текст поэмы ирландского поэта Томаса Нура «Лала Рук». В 1843 году Шуман согласился вести классы фортепиано, композиции и чтения партитур, в открывшейся стараниями Мендельсона Лейпцигской консерватории. В 1844 году Шуман переезжает в Дрезден. 1845-1846 года Шуман пишет вторую симфонию C-dur. В 1847 -1848 опера «Геновева», увертюры «Мессинская Невеста» и «Герман и Доротея». Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред». В 1848-1849 работает над сценами к «Фаусту» Гете.

Дань революционным настроениям Шуман отдал сочинением в 1848 году трех мужских хоров на революционные тексты: «К оружию», «Черно-красно-золотое», «Песня свободы», 4 марша для фортепиано (1849) Шуман назвал «Республиканскими» В 1850 Шуман переехал в Дюссельдорф, где он стал городским капельмейстером и руководителем певческого общества.

Чувствуя как ослабевает здоровье, Шуман хватается за каждый уходящий день: симфония Es-dur «Рейнская», переработка симфонии d-moll, увертюры «Мессинская невеста» и «Герман и Доротея», песни, романсы, баллады для голоса, камерные сочинения и сочинения для отдельных инструментов, к лучшим произведениям этих лет относятся прежде всего «Рейнская» симфония Es-dur – самая значительная из его симфоний. Последняя вспышка былой энергии была вызвана знакомством с Брамсом в 1853 году.

Ранней весной 1854 года Шуман в припадке отчаяния желал покончить с собой, бросился в Рейн, его удалось спасти, но рассудок к нему уже не возвращался, 2 года он находился в лечебнице для душевнобольных. 29 июня 1856 года Шуман скончался.



Фортепианное творчество Шумана. "Карнавал".
Вокальное творчество Шумана. "Любовь поэта".




Hosted by uCoz