К вокальным произведениям Шуман обратился в 1840 году. Жанр песни и романса становится главным в творчестве романтиков. Среди поэтов, к которым обращался Шуман: Гейне, Рюккерт, Байрон, Эйхендорф. Уже названия его циклов говорят о тематике его творчества, например «Любовь поэта». Среди песен есть баллады, фантастические образы, образы природы. Так же как у Шуберта отдельные песни Шумана складываются в циклы. Шуман объединяет их по-разному: может быть сюжет, а может быть психологическая общность. Наиболее известный цикл «Любовь поэта», на стихи Генриха Гейне. (на его стихи написано более 100 песен).
«Любовь поэта».
Для цикла Шуман обращается к циклу Гейне «Лирическое интермеццо». Из 65 стихотворений Шуман отбирает 16 с наиболее ярким лирическим содержанием и располагает так, что создается сюжетная линия.
Как у Шуберта здесь есть главный герой, юный, пылкий, влюбленный, а затем разочарованный. Все 16 песен – зарисовки переживаний. Кроме героя, есть природа, она связана с цветами – образы роз, лилий и т.д. Первые песни – это ощущение зарождающейся любви. Затем постепенно проснувшаяся любовь, сомнения во взаимности. Седьмая песнь – тихая, трагическая кульминация. Развязка – девятая песнь. Вторая половина – воспоминания о былом. В 15 песне Шуман уходит в область сказочной фантастики. Самое необычное – заключение – здесь как бы два окончания: 16 песня «Вы злые, злые песни». Но есть еще фортепианная постлюдия спокойного умиротворяющего характера.
Всего Шуман написал около 200 песен. Циклы:
«Круг песен» на стихи Генриха Гейне
«Круг песен» на стихи Эйхендорфа
«Мирты» на стихи разных поэтов
«Любовь и жизнь женщины»
«Любовь поэта» на стихи Генриха Гейне
Признаки вокальной музыки Шумана
1. Вокальная мелодия тонко отражает поэтический текст.
2. В мелодии сочетается напевность и декламационность
3. Фортепианная партия играет большую роль. Его песни называются дуэтом пианиста и вокалиста. Очень часто есть постлюдии (размышления после слов).
Биография ШуманаФортепианное творчество Шумана."Карнавал".