Фортепианное творчество Шумана

Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Фонотека
Дополнительно

Область фортепианной музыки одна из самых значительных в творчестве Шумана. Сюда входят циклы фортепианных миниатюр, имеющие программу, т.е. заголовок цикла и отдельных частей или ориентацию на какое-либо литературное произведение. Цикл «Бабочки», в основе которого лежит роман Жана Поля «Мальчишеские годы», вокальный цикл «Венский карнавал», симфонические этюды, фантастические пьесы, фортепианный цикл «Карнавал».

В основе каждого цикла лежит определенный принцип объединения пьес, это:
Рондальность – (от слова рондо) когда в цикле все время повторяется одна пьеса, чередуясь с другими (AbAcAdAeAf и т.д.) «Венский карнавал»
Сюитность – т.е. чередование пьес по контрасту. «Фантастические пьесы»
Вариационность- когда пьесы в цикле являются вариациями одной и той же темы. «Симфонические этюды» Каждый из этих принципов может объединяться с какими-нибудь другими («Карнавал»).

Карнавал.
Написан в 1834 году (год создания газеты). В этом цикле дается карнавал масок персонажей, среди которых есть и вымышленные – Пьеро, Коломбина, Арлекин, Панталон – персонажи итальянских комических масок. Есть и реальные лица – Шопен, Паганини. Есть черты автобиографичности, так под именем Киарина и Эстрелла скрывается возлюбленная Шумана. Кроме того, есть номер марш «Давидсбюндлеров». Цикл состоит из 20 разнохарактерных пьес. Основной принцип чередования пьес – сюитность. Так некоторые пьесы можно объединить в пары противоположностей: Пьеро и Арлекин, Флорестан и Эвсебий, Шопен и Паганини, Киарина и Эстрелла. Второй принцип – вариационность, но вариации даются в скрытом виде. Уже в начале Шуман дает подзаголовок «маленькие сцены на 4 ноты», т.е. в качестве темы для вариаций состоящей из 4-х нот и дается тема не в начале, а в середине, после №8. В пьесе «Сфинксы» эти 4 ноты представляют из себя монограмму ASCH – это название города в Чехии, где у Шумана был любовный роман. Пьеса записана паузами, поэтому называется «Сфинксы», в концерте исполнитель просто читает ее глазами. Почти все пьесы кроме №1 и №20 содержат в себе эту монограмму. Третий принцип – тематическая арка между крайними номерами. Так №1 «Преамбула», состоит из 2-х разделов: фанфарный и вальсовый. Вальсовый раздел появляется в последнем номере №20 «Марш Давидсбюндлеров».
№1 Карнавал. Преамбула
№2 Пьеро
№3 Арлекин
№4 Благородный вальс
№5 Эвсебий
№6 Флорестан
№7 Кокетка
№8 Реплика, Сфинксы
№9 Бабочки
№10 A.S.C.H. – SCHA “Пляшущие буквы»
№11 Киарина
№12 Шопен
№13 Эстрелла
№14 Признательность
№15 Панталон и Коломбина
№16 Немецкий вальс
№17 Паганини, Признание
№18 Прогулка
№19 Пауза
№20 Марш Давидсбюндлеров



Биография Шумана
Вокальное творчество Шумана. "Любовь поэта".




Hosted by uCoz