Главная Теория музыки Сольфеджио Муз.литература Вокальный класс Дополнительно Вызов Деда Мороза 2012 Урок №1 Музыка. Урок №2 В путь. Урок №3 Нотный стан Урок №4 Ключи. Урок №5 Звук. Урок №6 Обертоновый ряд Урок №7 Длительности Урок №8. Что такое интервалы? Урок №10 Гаммы Урок №11 Мажор и минор Урок №12 Тональность Урок №13 Что такое форма и зачем она. Урок №14 Тема. Мотив. Фраза. Предложение. Урок №15 Простые формы (2-х и 3-х частные) Урок №16 Сонатно-симфонический цикл Урок №17 Додекафонная техника |
Тональность - это звуковысотное положение лада. То есть от любой ноты можно построить мажор и минор, зная их структуру. В общем, на самом деле, это просто. Все знают что в музыке всего семь нот. И все знают последовательность до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Это перечислена последовательность нот в тональности До-мажор. Если же мы хотим получить тональность Ре-мажор, то начинать нужно с ноты ре: ре-ми-фа-соль-ля-си-до; если нам нужна тональность ля-минор, то начинать надо с ноты ля: ля-си-до-ре-ми-фа-соль. Тональность называют в честь её первой ноты (тоники). А ноты тональности называются ступенями. В тональности До-мажор первая ступень(тоника) - нота до, вторая ступень - ре, третья - ми, четвертая - фа, пятая - соль, шестая - ля, седьмая - си. Но в тональности Ре-мажор первая ступень(тоника) будет нота ре, нота ми - будет второй ступенью и так далее. Вопрос для проверки: в тональности Фа-мажор нота си - какая ступень? (ответ: четвертая). Но это еще не все. Теперь, зная структуру мажора и минора, давайте построим какую-нибудь тональность, например Ре-мажор. Вспоминаем структуру мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Сначала найдем тонику(первую ноту тональности) - это нота Ре. Между ре и ми - один тон, между ми и фа тоже должен быть один тон по структуре мажора, но на клавишах между ними пол тона, поэтому мы повышаем фа и получается нота фа-диез. Делее между нотами фа-диез и соль - пол тона, между соль и ля один тон, между ля и си - один тон, между си и до - пол тона, а по структуре должен быть тон, поэтому мы повышаем ступень и получаем до-диез. Между до-диез и ре - пол тона. Получилась тональность Ре-мажор, в которой будет два знака: фа-диез и до-диез. В тональности Ре-мажор всегда будет два знака, в ней нет нот фа и до. Это следует из структуры мажора. Если вместо фа-диеза и до-диеза сыграть фа и до, то мажора не получится. Теперь строим ре-минор по структуре минора (напоминаю: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Тоника - нота ре. Получается, что в тнальности ре-минор ноты си не будет, вместо нее си-бемоль. В тональности ре-минор один знак: си-бемоль. В нотах знаки тональности записываются при ключе, например: или Их пишут один раз в начале нотной строчки на той линии, на которой располагается нота. Если при ключе написан знак си-бемоль, то все ноты си в произведении будут си-бемолями. |
Тональность g-moll (соль-минор) |