Тональность

Главная
Теория музыки
Сольфеджио
Муз.литература
Вокальный класс
Дополнительно

Вызов Деда Мороза 2012





Урок №1 Музыка.
Урок №2 В путь.
Урок №3 Нотный стан
Урок №4 Ключи.
Урок №5 Звук.
Урок №6 Обертоновый ряд
Урок №7 Длительности
Урок №8. Что такое интервалы?


Урок №10 Гаммы
Урок №11 Мажор и минор
Урок №12 Тональность
Урок №13 Что такое форма и зачем она.
Урок №14 Тема. Мотив. Фраза. Предложение.
Урок №15 Простые формы (2-х и 3-х частные)
Урок №16 Сонатно-симфонический цикл

Урок №17 Додекафонная техника

Тональность - это звуковысотное положение лада. То есть от любой ноты можно построить мажор и минор, зная их структуру. В общем, на самом деле, это просто. Все знают что в музыке всего семь нот. И все знают последовательность до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Это перечислена последовательность нот в тональности До-мажор. Если же мы хотим получить тональность Ре-мажор, то начинать нужно с ноты ре: ре-ми-фа-соль-ля-си-до; если нам нужна тональность ля-минор, то начинать надо с ноты ля: ля-си-до-ре-ми-фа-соль. Тональность называют в честь её первой ноты (тоники). А ноты тональности называются ступенями. В тональности До-мажор первая ступень(тоника) - нота до, вторая ступень - ре, третья - ми, четвертая - фа, пятая - соль, шестая - ля, седьмая - си. Но в тональности Ре-мажор первая ступень(тоника) будет нота ре, нота ми - будет второй ступенью и так далее. Вопрос для проверки: в тональности Фа-мажор нота си - какая ступень? (ответ: четвертая). Но это еще не все.
На рисунке изображена лестница со ступеньками. Почему же они не одинаковые? Потому что в тональности есть устойчивые ступени и есть неустойчивые. 1,3 и 5 ступени - устойчивые. 2,4,6 и 7 - неустойчивые.
Теперь, зная структуру мажора и минора, давайте построим какую-нибудь тональность, например Ре-мажор. Вспоминаем структуру мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Сначала найдем тонику(первую ноту тональности) - это нота Ре.


Между ре и ми - один тон, между ми и фа тоже должен быть один тон по структуре мажора, но на клавишах между ними пол тона, поэтому мы повышаем фа и получается нота фа-диез. Делее между нотами фа-диез и соль - пол тона, между соль и ля один тон, между ля и си - один тон, между си и до - пол тона, а по структуре должен быть тон, поэтому мы повышаем ступень и получаем до-диез. Между до-диез и ре - пол тона. Получилась тональность Ре-мажор, в которой будет два знака: фа-диез и до-диез. В тональности Ре-мажор всегда будет два знака, в ней нет нот фа и до. Это следует из структуры мажора. Если вместо фа-диеза и до-диеза сыграть фа и до, то мажора не получится.

Теперь строим ре-минор по структуре минора (напоминаю: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Тоника - нота ре.


Получается, что в тнальности ре-минор ноты си не будет, вместо нее си-бемоль. В тональности ре-минор один знак: си-бемоль.

В нотах знаки тональности записываются при ключе, например:
или
Их пишут один раз в начале нотной строчки на той линии, на которой располагается нота. Если при ключе написан знак си-бемоль, то все ноты си в произведении будут си-бемолями.







Тональность g-moll (соль-минор)




Hosted by uCoz